Нужна помощь? +7(499)7033359

Чтобы карась не дремал…

Государственные органы и неправительственные организации сделали долгожданный шаг навстречу друг другу. Агенство РК по информатизации и связи подписало с несколькими НПО Меморандум о сотрудничестве в сфере распространения инициатив Программы снижения информационного неравенства. В состав участников соглашения помимо АИС РК вошли Ассоциация IT-компаний, Международная академия информатизации, Гражданский альянс, а также корпоративный Фонд «Информационная инициатива», чей проект общественного мониторинга лег в основу меморандума. Документ был подписан 15 марта 2008 года.


Мы обратились за комментариями к руководителю Фонда «Информационная инициатива» Михаилу Тюнину. «Подписание данного Меморандума — важное событие, имеющее большое значение для эффективной реализации Государственной программы СИН и укрепления демократических основ нашего общества, — заметил он. — И мы рады, что инициированный нашей организацией проект в очередной раз был поддержан государством».


Действительно, если не считать многочисленные малые инициативы, «Общественный мониторинг Государственной программы снижения информационного неравенства» — четвертый крупный проект, начатый Фондом и переданный впоследствии под контроль государства. Об этих начинаниях без преувеличения можно сказать «сделано впервые в Казахстане».


Первый очень удачный проект — «Прозрачный город» в Восточно-Казахстанской области, который во многом стал основой для практической реализации Программы электронного правительства. Связанный с электронным управлением и электронной демократией, он был запущен в 2002-2006 годах на средства Фонда «Сорос Казахстан». В рамках проекта обучались чиновники, был создан первый интерактивный сайт госорганов — Городской совет Усть-Каменогорска. Впоследствии бюджетные средства легли на уже вскопанную почву, и на сегодняшний день, среди всех регионов Казахстана, где реализуются электронные акиматы, ВКО является единственным социально-ориентированным регионом. Здесь не нужно объяснять чиновникам, зачем необходимо электронное правительство и на кого оно рассчитано.


Второй проект, успешно существующий и по сей день — «Корпоративная образовательная сеть School net для школ Алматы». Впервые в стране в 2003 году была реализована модель единого образовательного пространства, внутри которой были созданы электронные сервисы, наложено информационное взаимодействие между Департаментом образования и учебными заведения, созданы десятки сайтов и школьных он-лайн газет. Внутри сети, включающей 211 организаций (177 школ, профессиональные школы, некоторые районные отделы Департамента образования и Городской центр информатизации образования), пользователи имеют бесплатный трафик, доступ к внутреннему контенту. Специалисты Фонда «Информационная инициатива» не занимались только инфраструктурной частью. Было проведено более 400 тренингов по различным тематикам, включая создание веб-сайтов, школьных он-лайн газет (об этом писал Profit.kz). Более того, наладился информационный обмен между департаментом образования и школами. По окончании, в апреле 2007 года, проект был передан Департаменту образования г. Алматы. Любопытно отметить, что топологию этой сети впоследствии стал использовать «Казахтелеком» для построения коммерческих вариантов корпоративных сетей, в частности, банковских.


В Карагандинской области Фондом была создана первая в стране электронная деревня. Слово «электронная» подразумевает то, что жители поселка получили реально работающую локальную информационную сеть (на основе Wi-Fi), внутри которой было налажено информационное взаимодействие населения и местного Акима. Теперь главе поселка не приходится принимать у себя такое количество людей, как это было раньше. Он на вопросы жителей отвечает по локальному ICQ, электронной почте или через внутренний информационный ресурс. В свою очередь, жители играют между собой в сетевые игры, обмениваются информацией, фильмами, музыкой. Легко заметить, что это еще одна модель корпоративной сети, с бесплатным внутрисетевым трафиком. Проект «электронная деревня» — это практическая реализация идей информационного равенства.


И, наконец, в прошлом году Фондом был инициирован проект «Общественный мониторинг Государственной программы снижения информационного неравенства». Об истоках этой инициативы рассказывает Михаил Тюнин: «Поскольку три предыдущих проекта давали основания полагать, что мы являемся экспертами в этой области, мы тщательно изучили Государственную программу и увидели в ней очень много недочетов. Стало ясно, что эффективно она работать не будет. Вначале мы попытались обратиться в Правительство с предложениями доработать Программу, но к тому времени она была уже утверждена, и что-то изменить было невозможно».


Тогда решили действовать по-другому. Представители Фонда стали мониторить четыре процесса выполнения программы: методические пособия (учебники, диски и т.д.); сам процесс обучения населения, причем из перечисленных в Программе категорий (безработное население, работники бюджетной и внебюджетной сферы, государственные служащие, военнослужащие и дети-сироты) взяли только открытые классы; обеспечение населения доступной компьютерной техникой (на начало проекта существовало две концепции: Национальный компьютер и Народный компьютер); и наконец — снижение стоимости интернета.


Специалисты начали ходить по школам в летнее время и наблюдать, как происходит обучение, как используются методические материалы, с какими трудностями сталкиваются преподаватели, с какими — слушатели. После чего было подготовлено несколько рекомендаций, официально направленных в Агентство по информатизации и связи. «Нас услышали, стали приглашать на мероприятия, печатать статьи, — отметил г-н Тюнин. — Однако не во всех регионах к нам отнеслись с пониманием. Кое-где нас публично обвиняли в продажности западным фондам, говорили о нашей некомпетентности, хотя год назад мы получали грамоты от этих же лиц».


Однако работа продолжалась. В ходе исследования было выявлено, что классы стоят полупустые, хотя по спискам посещаемость была стопроцентной. Специалисты Фонда показали риски, связанные с отсутствием доступа учебных классов к глобальной сети. В частности, в Алматы было обучено 17 тыс. населения, а к интернету классы не были подключены. А ведь одна из важнейших задач Программы снижения информационного неравенства — достижение 20% уровня пользования интернетом. Также были выявлены риски, связанные с недостаточным преподавательским опытом, невосприятием информации слушателями. Ведь преподаватель курсов, как правило — школьный учитель, у него нет навыков работы со взрослым населением, и ему трудно стимулировать интерес к учебе у слушателей. Более того, к сожалению, учитель тоже будет преподавать только то, что он знает наизусть, а он обычно знает лишь программы MS Word и Excel. Преподавание по методическим пособиям велось не в полном объеме, как правило, на курсах не доходили ни до интернета, ни до электронной почты, ни до понятия электронного правительства.


Мой собеседник выразил по этому поводу следующее мнение: «На наш взгляд, задача курсов — убрать у человека боязнь перед информационно-коммуникационными технологиями и предложить ему реальный инструмент, а не обучать офисным программам. Если бы ему показали, что можно теперь не ходить в кассу «Народного банка», а оплачивать коммунальные услуги из дома, это сразу заинтересовало бы людей. Но ни государство, ни компании не проявляли к этому интереса. Большая проблема, что на местах к выполнению Государственной программы относятся формально, не задумываясь о ее глобальной социальной роли в формировании информационного общества. В чем-то акиматы, конечно, можно понять: у них и своей работы хватает, а тут теми же силами и за те же деньги приходится внедрять еще одну Программу, а она еще и технологическая. Поэтому на местах, конечно, нужна общественная поддержка».


И вот, первый месяц весны ознаменовался заключением меморандума между государственными и общественными структурами. Очень важно, что АИС РК увидело в НПО партнеров и востребовало их опыт и возможности. Агентство по информатизации и связи стало одним из первых государственных органов, который реализовал на практике Послание Президента страны в части повышения результативности государственного управления, прозрачности и подотчетности обществу.


И сейчас речь идет уже о том, что НПО должны быть вовлечены не только в процесс мониторинга, но и в процессы общественной поддержки программы. Люди не воспринимают те каналы информации, которые созданы государством. Не читают газет, не всегда смотрят национальные телеканалы, которым большую конкуренцию составляет кабельное телевидение. То есть, сами по себе эти каналы работают, но свою задачу они не выполняют — это тоже большая проблема.


Теперь к вопросам информирования населения подключатся НПО, ведь они могут нормальным человеческим языком донести до людей смысл, цели, задачи Программы. НПО бывают разные: и гендерные, и правозащитные, и экологические, работающие с людьми с ограниченными возможностями из самых разных социальных слоев. На сегодняшний день насчитывается более 5000 активно действующих НПО, и большая их часть входит в Гражданский Альянс, который является одним из участников Меморандума. НПО охватывают все категории населения, кроме людей с высоким уровнем достатка. Проводится масса мероприятий, которые можно использовать для информирования населения о Государственной программе СИН. Одним из видом НПО являются кооперативы собственников квартир (КСК), а через КСК легко информировать людей, что есть бесплатные компьютерные курсы, ведь классы стоят полупустые просто потому, что люди об этом не знают.


Представители неправительственных организаций также собираются принимать участие во всех официальных мероприятиях акиматов, связанных с информационными технологиями. В данном случае помощь может быть оказана как по организации проведения такого рода мероприятий, так и с привлечением частных компаний, которые более охотно идут на контакт с НПО.


При всем при этом функции общественного мониторинга остаются у Фонда «Информационная инициатива». Запомнились слова Михаила Тюнина, процитировавшего еще кого-то из общественных деятелей: «НПО — это та щука, которая существует, чтобы карась не дремал». Щука — это здорово, главное, чтобы остальные участники не оказались в ролях лебедя и рака. Хочется верить, что сотрудничество правительственных и неправительственных структур действительно окажется плодотворным, тем более, что положительные примеры уже есть.

Похожие сообщения

Оставить комментарий