Нужна помощь? +7(499)7033359

Фонд Сороса и его вклад в развитие казахстанского интернета


Джордж Сорос, известный международный финансист и филантроп, родился в Будапеште в 1930 году. В 1947 году эмигрировал в Англию, где закончил Лондонский экономический институт (London School of Economics); в 1956-м – в Соединенные Штаты, где составил состояние с помощью международного инвестиционного фонда, который создал и которым руководил. Еще студентом Лондонского экономического института Джордж Сорос прочитал работу философа Карла Поппера «Открытое общество и его враги «, которая оказала глубокое влияние на его мышление, а впоследствии и на его филантропическую деятельность.


Свой первый «Фонд Открытого Общества» – Джордж Сорос основал в 1979 году в Нью-Йорке, первый восточноевропейский фонд – в Венгрии в 1984 году.


Многочисленные некоммерческие организации, созданные и финансируемые Джорджем Соросом, связаны между собой и образуют неформальную систему – сеть фондов Сороса. Национальные фонды действуют более чем в 30 странах мира – в Центральной и Восточной Европе, бывшем Советском Союзе, Центральной Азии, Африке, Гаити, Гватемале, а также в Соединенных Штатах. Общая задача этих фондов состоит в содействии развитию открытого общества. Для достижения этой цели фонды проводят и поддерживают разнообразные программы в образовании, укреплении гражданского правового общества, поддержке независимых средств массовой информации, обмене информацией через интернет и электронную почту, издательском деле, искусстве и культуре, а также в области социальных, правовых и экономических реформ.


Институт Открытого Общества в Нью-Йорке (Open Society Institute – New York) и Институт Открытого Общества в Будапеште (Open Society Institute – Budapest) помогают национальным фондам и организациям, разрабатывая программы, направленные на решение проблем, общих для двух или более фондов, а также обеспечивая административную, финансовую и техническую поддержку.


Фонд Сорос-Казахстан представляет собой автономное звено в сети фондов Сороса. Он учредил несколько общественных неправительственных организаций, которые ранее были программами внутри фонда: Центр современного искусства, Волонтерский Дом, образовательный центр «Step by Step», Национальный дебатный центр, Языковая школа, Центр демократического образования, Интернет Трейнинг Центр. ФСК имеет свои информационные центры в Астане, Караганде, Шымкенте и Актобе.


Благодаря Фонду Сороса тысячи граждан Казахстана получили столь необходимую в наше нелегкое время материальную и моральную поддержку, смогли реализовать свой творческий потенциал. В этом году Фонду исполнилось восемь лет. За эти годы вложено в развитие нашей страны свыше 25 млн. долларов.


С самого начала своей работы Фонд Сорос-Казахстан стал проводить программы, направленные на развитие современных информационных технологий и интернета. Первой стала «Интернет–электронная почта» – 1996 г. За это время было установлено оборудование в 47 школах Казахстана и проведено обучение учителей основным принципам работы в интернете. Программа iEARN (международная сеть образования и взаимопомощи) стала второй. Основной целью этой программы является применение новейших интернет-технологий в преподавании школьных предметов и создания международного сообщества преподавателей и учеников, члены которого могли бы, используя современные достижения в телекоммуникациях, свободно обмениваться своими знаниями и опытом, участвовать в совместных проектах и, наконец, устанавливать обычные человеческие контакты.


В сентябре 1997 г. два тренера Иштван Сабо и Юрий Романенков, соответственно из Венгрии и Литвы провели обучающий семинар для казахстанских учителей. Первыми результатами, например, стало: в гимназии № 38 г. Усть-Каменогорска, в сотрудничестве с Калифорнийским университетом, проводилось тестирования уровня знания английского языка у учеников до участия в iEARN и после учебного года, во время которого школьники активно участвуют в программе. Оно показало заметное улучшение знаний у учеников, работающих в проектах iEARN. Подобный эффект отмечен и в других школах: у учеников повышается мотивация к изучению школьных предметов, особенно английского языка.


iEARN стала первым опытом работы в некоммерческом телекоммуникационном сообществе, объединившим более 2500 школ и молодежных организаций в 47 странах мира.


В 1998 г. были проведены семинары по интернет-технологиям и проблемам дистанционного обучения. Известные специалисты из России и дальнего зарубежья обучали учителей школ-грантеров созданию веб-сайтов и языку HTML. Тогда же в интернете появились первые сайты казахстанских школ.


В этом же году были установлены новейшие для того времени компьютеры Pentium с модемами в 10 школах Алматы и областных центрах Казахстана. Наши учителя участвовали во Всемирной встрече iEARN в Читтануге (США), школьники – во встрече в Эстонии, и работе экологического лагеря в Татринска Ломница (Словакия).


Для учителей были проведены региональные семинары в Атырау, Усть-Каменогорске и Шымкенте.


Гранты в 1998 г. получили:


Казахско-русская школа-лицей № 24, Алматы
Средняя школа-комплекс № 3, Кокшетау
Казахско-русская школа № 2, Тараз
Гуманитарно-эстетическая школа-гимназия № 65, Шымкент
Городская классическая гимназия, Петропавловск
Средняя школа № 6, Актюбинск
Казахская школа «Акжелкен», Алматы
Школа-гимназия им. И. Алтынсарина № 159, Алматы
Технический лицей № 20, Талдыкорган
Казахско-русская школа-гимназия № 3, Кызылорда

Затраты Фонда Сорос-Казахстан составили на это $112804.


В конце 1998 г. был учрежден новый общественный фонд «Интернет Трейнинг Центр». Первоначальный грант составил $243958. Это некоммерческая организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели. Разместился он на первом этаже здания ЗАО «Интел» на пересечении улиц Фурманова и Аль-Фараби. Учебный класс на 15 рабочих мест оснастили новейшими по тому времени компьютерами – Pentium 2, 350 МГц, что позволило вести занятия на высоком техническом уровне. Доступ к интернету осуществлялся вначале при помощи казахтелекомовского канала мощностью 128 Кб/с, затем нурсатовского в 256.


Учебная работа стала главной. Для различных категорий пользователей интернета организовали курсы по разнообразной тематики, причем велись они как на платной, так и на бесплатной (в счет соросовского гранта) основе. Уже с первых месяцев работы ставилась задача полного перехода со временем на самоокупаемость.


Пример проводившихся курсов: «Интернет для пользователя», «Веб-дизайн», «Настройки оборудования для работы в интернете», «Электронная коммерция и интернет», «Интернет для врача», «Интернет для студента», «Сетевые средства массовой информации». Уже с первых дней осваивали работу с фокусными группами – учителя школ, врачи, работники библиотек и т.д.


С 2001 по 2003 гг. шли курсы для школьных учителей с задачей создания в школах хотя бы небольшого сообщества учителей, владеющих информационными технологиями. Для учителей информатики – созданию Веб-сайтов школ. Для учителей-предметников – «Применение современных информационных технологий в учебном процессе средней школы». Специальные курсы были организованы для директоров школ. Несколько курсов были проведены для иногородних учителей из Шымкента и Алматинской области. Осенью 2000 и 2001 гг. проводились курсы для семейных врачей, участвовавших в программе Британского Совета.


В 1999 и 2000 гг. врачи, участники соросовских программ по здравоохранению, осваивали приемы применения интернет-технологий в медицине. По программе «Снижения вреда от употребления наркотиков» представители центральноазиатских республик осваивали не только приемы работы с компьютером и интернетом, но и постигали приемы бухгалтерского учета и ведения баз данных.


Традиционными стали занятия Летнего Университета ФСК. В 2001 г. ими руководил преподаватель из Чехии Tomas Kucera. В 2002 г. вместе с IREX по программе летнего интернет-лагеря организованы занятия для детей из физико-математического лицея № 165 и группы школ для глухих. В мае 2001 г. прошли курсы для журналистов «Журналистское расследование» под руководством преподавателя из Норвегии Пера Андерса Йохансена.


Главными заказчиками подобных обучающих программ являются международные организации, с которыми тесно сотрудничает Интернет Трейнинг Центр. Это – IREX, Всемирный Банк, USIS, Всемирная Организация Здравоохранения, Британский Совет и др.


В целях обеспечения внедрения автоматизированной системы управления районными службами, проведено обучение работников Акимата Медеуского района. Для работников аппарата Акима г. Алматы, Ассамблеи народов Казахстана проведены курсы по компьютерным технологиям в делопроизводстве и интернету.


Различные курсы в ИТЦ прошли более шести тысяч человек. Для проведения занятий приглашаются высококвалифицированные преподаватели – известные в Казахстане специалисты по информационным технологиям и интернету.


В 2000 году впервые ИТЦ стал базовой организацией для производственной практики студентов четырех алматинских вузов. Это КазНТУ, АИЭС, КАУ, КИМЭП. Студенты осуществляли монтаж компьютерной сети микрорайонов Самал, работали по созданию веб-сайтов, занимались со школьниками. В 2001 г. производственную практику проходили студенты факультета журналистики КазГУ, АИЭС, КазНТУ, Высшего колледжа информатики, Алматинского политехнического колледжа. С 2002 г. производственная практика для студентов проводится не только в летний период, но в течение всего года.


Новым, но очень перспективным делом стало развитие движения волонтеров. Студенты и школьники, используя технические ресурсы ИТЦ себе в удовольствие и с пользой для общества сделали и продолжают делать немало. Практически все сайты, которые мы видим на портале www.samal.kz созданы волонтерами или при их непосредственном немалом участии. Болатхан Жайдаринов – автор самого посещаемого ресурса, лауреата Первого казахстанского конкурса веб-сайтов «казахские песни». Несколько сайтов создали Катя Зарубина и Павел Ломановский. В 2001 г. Волонтерский Дом ФСК назвал их в числе лучших волонтеров.


Наташа Подкорытова и Катя Демкова вместе с Игорем Бородихиным стоят у истоков «Бакалавра». Дильшат Маметбакиев, Володя Чепелев и Костя Хорохорин поначалу помогали монтировать самаловскую сеть. Сейчас это уже квалифицированные специалисты, которым можно доверять сложную работу.


На базе ИТЦ с 2000 г. работает Региональная Академия Cisco и тестовый центр Prometric.В мае 2001 г. начались курсы «Основы биржевых операций в интернете. Онлайновый брокер», которые ведет финансовый аналитик Миланской фондовой биржи Карло Корти. В этом же году освоены курсы «Компьютерные технологии и интернет в работе бухгалтера», «Компьютерная графика для веб-дизайна».


В помощь школьному учителю выпущен компакт-диск, позволяющий обучать основным приемам работы в интернете без подключения, несколько позже – еще один аналогичный диск «Моя первая веб-страничка».


Еженедельно по вторникам в ИТЦ собираются учителя – активисты программы iEARN. Благодаря их усилиям проведено уже 5 дистанционных олимпиад по информатике.


Совместно с Институтом Истории и этнологии АН РК в октябре 1999 г. проведена Научная Конференция по применению информационной технологии в исторических исследованиях. В декабре 1999 г. проведена конференция для работников архивов Казахстана. Летом 2000 года совместно с рядом учебных и провайдерских организаций Казахстана и России проведена онлайновая конференция по перспективам развития Интернета в Казахстане. В рамках программы Фонда Сороса в марте 2001 года проведена конференция по проблемам свободы слова и информационной безопасности в Интернете http://freedom.samal.kz. В продолжение проекта в 2002 г. проведена конференция «Веб-журналистика и перспективы ее развития в Центральной Азии и Казахстане». Создан сайт www.samal.kz/journalist, в марте проведена встреча участников конференции, в мае и июне два мастер-класса для студентов и молодых журналистов.


В июне 2001 г. прошла онлайновая научно-практическая конференция по вопросам казахского языка в интернете. В ее работе приняли участие видные лингвисты, преподаватели казахского языка, представители интернет-общественности. Начинание поддержано Управлением по языкам аппарата Акима г. Алматы, руководством Фонда Сорос-Казахстан.


Для Фонда Сороса в 2000 г. подготовлен аналитический отчет о состоянии и перспективах развития электронной издательской деятельности. В связи с пятилетием ФСК проведена онлайновая конференция «Вклад Фонда Сорос-Казахстан в развитие казахстанского интернета», на которой выступили представитель казахстанской общественности и средств массовой информации. Летом прошлого года начата масштабная работа по подготовке книги «История казахстанского интернета».


На сайте www.samal.kz размещены культурные проекты – «Религиозные конфессии Алматы», «Алматы Арт», картинная галерея «Тенгри Умай», краеведческие материалы В.Н. Проскурина, галерея фотохудожника В.С. Айзенберга. К юбилею Бибигуль Тулегеновой создана и действует посвященная ей страница (рассказ о творчестве, фото, музыка). Аналогичная работа посвящена видной казахстанской певице Саре Ищановой. Посетителям сайта предлагаются фотогалереи Иле-Алатауского национального парка, «Путешествие по Америке», «Природа стран мира». Общественная презентация вновь созданного сайта сборной команды Казахстана по подводному спорту вылилась в красочное впечатляющее шоу.


ИТЦ осуществлял на первых порах техническую поддержку первой в Казахстане аналитической газеты политической направленности «Навигатор».


По заказу Департамента туризма аппарата Акима г. Алматы создан сайт www.kaztour.kz. С успехом прошла организованная совместно с департаментом туризма конференция «Интернет и развитие казахстанского туризма».


Для развития у молодежи интереса к интернету при поддержке Акимата Медеуского района проводится конкурс «Мисс Интернет Казахстан», вызвавший большой резонанс в сетевом сообществе. В этом году впервые в рамках конкурса «Мисс Интернет Казахстан» проводятся конкурсы веб-дизайнеров «И это все о ней» и «Я сама».


С июля 2001 г. начато осуществление проекта выпуска студенческой онлайновой газеты «Бакалавр» www.samal.kz/bakalavr.


Интернет Трейнинг Центр работает и в качестве провайдера. Первыми пользователями стали школы, больницы, общественные фонды: общество содействия семьям детей-инвалидов «Жан», общественный фонд «Равный равному», занимающийся борьбой с наркоманией, фонд налоговой культуры и т.д.


Для средних школ организовано бесплатное подключение к электронной почте. По состоянию на октябрь 2003 г. этой возможностью воспользовались 67 алматинских школ. 25 школ стали пользователями интернета в полном объеме (на льготной основе). В этом числе SOS Детская деревня Алматы.


ИТЦ создал и разместил на своем оборудовании впервые в Казахстане сайт городского района – Медеуского г. Алматы. В дальнейшем планируется разработать систему оперативного управления районными службами. В качестве технической основы проекта будет использована созданная ИТЦ при поддержке Акимата Медеуского района Гражданская сеть Самал www.samal.kz/network.


Работой Интернет Трейнинг Центра не ограничивалась деятельность ФСК в области распространения современных информационных технологий. Вот, например рассказ об одном из семинаров:


Вклад фонда Сороса в развитие образовательных инициатив в Казахстане широко известен. На прошлой неделе завершился пятидневный семинар, посвященный распространению мультимедийных технологий в обучении.


Если выражаться проще, речь идет о применении компьютерных компакт-дисков и Web-сайтов в учебном процессе средних и высших учебных заведений. В мировой практике это встречается все чаще. А потому пригласили поделиться опытом с казахстанскими специалистами Эдмонда Гейбла – исполнительного директора Фонда «Образование в открытых экономиках» (США), Фулию Сари – консультанта по образовательным технологиям Apple Computer (Турция), Александра Васильевича Осина – директора мультимедиа центра Министерства образования России.


Диски москвичей можно применять в нашем образовании один к одному. «А.С. Пушкин. В зеркале двух столетий», «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия», «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны», «Механика материалов». Это то, что прямо и непосредственно относится к школьной программе. «Библейские сюжеты в произведениях искусства из коллекции Государственного Эрмитажа», «Флот во славу России», «Власть планет» могут быть полезны не только детям.


Высокий уровень разработок продемонстрировали и гости дальнего зарубежья, однако основное внимание они уделили методики их применения в учебном процессе. Очень полезными для участников стали их рассказы и демонстрации, посвященные проблеме адаптации мультимедийных продуктов к различной по возрастному, языковому составу аудитории.


Опыт США на разных этапах внедрения компьютерной техники в образование – от начала восьмидесятых годов до наших дней, положение дел по этому вопросу в Турции – не только предмет лекций и показов компакт-дисков и интернет-сайтов приглашенных преподавателей. Участников семинара больше всего интересовало, как практически осуществить применение столь высопродвинутых технологий в учебном процессе наших учебных заведений.


Когда присутствующие ознакомились с деятельностью возглавляемого А.В. Осиным мультимедиа центра российского Министерства образования, количеством и уровнем подготовки работающих там специалистов, имеющейся там техникой, а, самое главное, бюджетом этой организации, многое стало понятно. Конечно, располагая такими ресурсами можно сделать немало. Для нас же вопрос стоит по-другому: как с минимумом средств и сил создать то, что уж точно кроме нас делать никто не будет. Например, по истории, литературе, культуре Казахстана.


Подробное описание титулов и заслуг наших гостей просто дух захватывает, однако вели они себя совсем не как с отстающими учениками. Показывая свои продукты, рассказывая, как это делается, они по достоинству оценили и разработки казахстанцев – КазГУ, Кзылординского университета, Карагандинского Технического Университета, Интернет Трейнинг Центра.


Естественно, были подняты и подробно рассмотрены вопросы авторского права на мультимедийные продукты, механизма того, как законно применять их нам в Казахстане.


А.В. Осин рассказал о разработанной и применяемой сейчас в России практике федеральной экспертизы электронных изданий. Авторам электронных продуктов, если они соответствуют известным требованиям, засчитывается работа на том же уровне, как это принято для привычных нам традиционных изданий.


Фонд Сороса сегодня ведет большую многоплановую работу по поднятию уровня нашего образования на современный уровень. Семинары для специалистов в области мультимедийных продуктов совпадают по времени с программой переподготовки учителей-предметников по современным информационным технологиям, которую ведет тоже соросовская организация – Интернет Трейнинг Центр, о чем мы уже писали.


Только вот программы эти в первую очередь должны быть все-таки государственными.


Опубликовано в газете «Комсомольская правда-Казахстан» в конце апреля 2001 г. за подписью «А. Колосов, участник семинара».


С начала 2002 г. в ФСК работает информационная программа. В нее входят проекты:


«Информационные технологии: новые возможности для НПО (мобильные консультанты)».
«Виртуальное сообщество 2003».
«Казахский язык в информационном пространстве».
«Интернет для учреждений гражданского сектора».
На смену проекту «Прозрачный город» пришел «Прозрачный город – 2».
Начинается подключение к Интернету за счет средств информационной программы ФСК 300 алматинских НПО и средних школ и 50 – в Усть-Каменогорске. Но об этих программах – позже.

В статье использованы данные Отчета Фонда Сорос-Казахстан за 1998 г. Стр. 29.

Похожие сообщения

Оставить комментарий