Нужна помощь? +7(499)7033359

Фотосалоны оцифровываются?

Цифровые технологии день за днем теснят традиционную фотопечать. Появляются центры по оказанию цифровых фотоуслуг, цифровое фото на документы, цифровая фотопечать с негативов и слайдов на фотобумагу. Сегодня рынок традиционных фотоуслуг перенасыщен. Почти на каждом углу мы можем видеть фотосалоны, предлагающие некий стандартный набор. А для любого бизнеса стагнация, отсутствие развития – верный признак упадка, сигнал к поиску современных технологий и путей развития. Компании, в поле зрения которых попадает новая технология – в нашем случае это цифровая фотография – имеют возможность существенно расширить спектр предлагаемых населению услуг.


Цифровая фотография за недолгие два десятка лет своего существования развивалась настолько бурно, что даже сложно представить, что будет года через три. В середине 90-х появляются первые фотокамеры с разрешением 640х480 (например, Kodak DC40). А у цифровой фотокамеры Sony SEPS-1000 число пикселей было 1,3 миллиона – неслыханно по тем временам! Именно с этого момента началось противостояние цифровой и аналоговой фотографии. Первым звонком, возвещающим о начале новой эры, стал более чем настойчивый интерес гигантов фотоиндустрии к новой технологии. Одна за другой стали предлагать цифровые фотокамеры Sony, Olympus, Canon и Nikon.


В конце второго тысячелетия интерес к цифровой фотографии со стороны крупных производителей достиг своего пика – практически каждый более-менее серьезный вендор заявлял о своих претензиях на кусок лакомого пирога. Сегодня на рынке есть несколько крупных компаний, активно конкурирующих, но не слишком сильно оторвавшихся друг от друга в своих усилиях.


Едва наступил миллениум, как на рынок сразу несколькими производителями были выброшены двухмегапиксельные фотокамеры по очень доступным для «цифры» ценам. Это и можно считать последней соломинкой, склонившей чашу весов мирового потребителя в пользу цифровой фотографии.
Естественно, развитие цифровых технологий и телекоммуникаций не обошло стороной разработку оборудования для фотобизнеса. Первый цифровой минилаб в 1996 году представила миру компания Fuji. Технология нового агрегата была гибридной – она сочетала в себе лазерные, цифровые и, конечно, химические начала. Осознав перспективность цифровых минилабов, к их производству подключились и другие компании, в частности Noritsu и Konica. В минилабе Fuji, кстати, проявилась вся сущность современного фотомира – еще не цифровой, но уже и не аналоговый.


Сегодня фотолаборатории фактически становятся периферийными устройствами для компьютеров. Они подключаются в локальные сети, некоторые производители даже выпускают плагины для графических редакторов, позволяющие выполнять печать прямо с компьютера даже без переключения окон. Более того, возможно подключение современных фотолабораторий к интернету и передача графических файлов на печать прямо из дома. Практически все основные игроки рынка выпустили и выносные терминалы самообслуживания, которые размещаются в людных местах.


В Казахстане тоже все больше фотосалонов предоставляет цифровые услуги различной сложности и качества. Профессионалы цифрового фотодела за доступное рядовому покупателю вознаграждение исполнят любой каприз, будь то распечатка снимков с цифрового фотоаппарата или сложный фотомонтаж. Новые технологии позволяют получить отпечаток с нереальным сюжетом, с эффектами, которых невозможно добиться в классической фотографии.


Но, несмотря на бурный рост популярности цифровых фотоаппаратов, далеко не в каждом фотосалоне вы сможете найти такую услугу как печать фотографии с цифрового носителя. Большинство алматинских салонов и студий упорно держится пленки, а при вопросе о цифровых фотоуслугах приходят если не в ярость, то во всяком случае, в дурное настроение. Оно и понятно. Каждого, кто покупает себе цифровой фотоаппарат, такие салоны теряют безвозвратно. Самое смешное, что эти старообрядцы прячутся под громкими названиями фирменных фотосалонов “Kodak”, “Konica” и “Fuji film”, то есть лидеров цифровой фотографии.


Что же на самом деле представляет из себя печать с цифрового носителя? Самый простой и дешевый способ печати цифровых фотографий – при помощи струйного фотопринтера. Младшие модели принтеров (например, Lexmark z35), обещающих фотографическое качество результата, алматинские компьютерные фирмы продают по ценам значительно ниже 100 долларов. То есть вы можете печатать нормальные снимки и дома, используя специальную фотобумагу. Таким путем идут многие мелкие фотосалоны, но выглядит это непрофессионально, да и стоимость владения в конечном итоге получается очень высокой при большом объеме работ.


В студиях, специализирующихся на цифровой печати, используются цифровые мини-фотолаборатории (мини-лабы) – именно эти сложные аппараты и переносят изображения из компьютерных файлов на традиционную цветную фотобумагу. В качестве источника цифровых изображений допустимы всевозможные цифровые носители: дискеты и Zip-диски, CD-ROM и флэш-карты. Кроме того, вы можете принести свой цифровой фотоаппарат или прислать изображение по электронной почте. Не остались в обиде и классические фотопленки, однако современные мини-лабы печатают их не традиционным способом, а так же, как и прочие цифровые файлы, предварительно отсканировав кадры пленочным сканером.
Цена на такую услугу – от 25 тенге за снимок, то есть отпечатать фотографию с дискеты или цифрового фотоаппарата сегодня стоит ровно столько же, сколько и с пленки. Это наводит на мысль, что рентабельность цифровой печати высока, что доказывает и международный опыт. И потому еще более непонятна приверженность местных фотосалонов старым технологиям.


Гораздо более распространенный вид услуг – обработка уже имеющихся фотографий при помощи компьютера. Для этого студии нужен только сканер хорошего качества, сам компьютер и молодой человек, научившийся ловко работать в Photoshop’e. Специального дорогостоящего оборудования здесь не требуется, казалось бы, дело это более выгодное, чем печать с цифровых носителей. Но именно по этой причине такие услуги оказывает чуть ли не каждый фотосалон, и жесткая конкуренция убивает все преимущества простоты и доступности.


Существует большое разнообразие тех услуг, которые талантливый мастер может оказать при помощи хорошего компьютера. Старинные снимки приобретают новую жизнь, краски, четкость. Сегодня можно восстановить любую старую фотографию, убрать заломы, пятна, оживить цвет и даже восстановить потерянные участки изображения. Те же возможности и для исправления дефектов современных фотографий, когда снимок в целом удачен, но есть небольшие изъяны: блики, затемнения, полосы или повреждения от небрежного хранения.


Большую популярность имеют разнообразные компоновки и объединения снимков. Эти возможности цифровой обработки изображений открывают истинно безграничное поле деятельности для изготовления различных календарей, открыток, художественного обрамления рамками и т.д. Цветные, художественно оформленные фотографии украшают семейный альбом, а процесс выбора оформления позволяет клиенту почувствовать себя художником. Календари, открытки с надписями и романтическими или забавными сюжетами, действующими лицами которых становятся сами клиенты – прекрасный подарок к празднику или памятной дате.


Что можно сказать о рентабельности таких услуг? Вот что нам ответила Татьяна Полетаева, директор фотосалона “Agfa”: «С уверенностью я могу сказать лишь о цене. Она у нас составляет от 400 тенге до 3-4 тысяч, в зависимости от качества исходного снимка и сложности предстоящей работы. А рентабельность – как ее оценить? Ведь не говорят же о рентабельности картины по количеству затраченной художником краски. Я считаю, что цифровая обработка изображений относится уже к области искусства, а это бесценно».


Показателем развития любого рынка является конкуренция. Это тот самый катализатор, который толкает фирмы на рекламную активность, проведение различных маркетинговых мероприятий и т.д. Для того чтобы оценить рынок цифровой фотопечати с этой стороны, достаточно вспомнить, давно ли вы видели рекламу какого-нибудь фотосалона. Лично мне так вот сразу не удается. Да и непосредственно при общении с представителями фотосалонов было заметно, что вопросы о конкуренции ставят их в тупик. Да, конкуренция, конечно, есть – вон их сколько, конкурентов… Но ожесточенной борьбы за клиента не наблюдается. И отсюда напрашивается вывод: если торговля цифровыми фотоаппаратами у нас уже весьма развитый сектор рынка, то в области фотопечати спрос и предложение пока в равновесие не пришли. Судя по всему, большинство цифровых фотографий так никогда и не покидают компьютера, оставаясь жить в виртуальной реальности.

Похожие сообщения

Оставить комментарий