Нужна помощь? +7(499)7033359

К вопросу о степени развития казахстанского интернета

Пару недель тому назад на сайте интернет-газеты «Навигатор» я увидел результаты интересного исследования, представленного Бахытжамал Бектургановой, президентом АСиП: «Казахстан приблизился к десятке самых компьютеризированных стран мира».


В десятку стран – мировых лидеров по числу персональных компьютеров на тысячу жителей входят:


США (585)
Швеция (507)
Швейцария (502)
Норвегия (491)
Сингапур (483)
Австралия (465)
Дания (432)
Финляндия (396)
Нидерланды (395)
Канада (390)

Мы тоже не последняя страна по этому показателю. По данным опроса общественного мнения, проведенного АСиП среди жителей крупных городов Казахстана во второй декаде декабря т.г., число персональных компьютеров на тысячу жителей составляет 300. Это очень хороший показатель, который говорит о динамичном продвижении республики в мировое информационное пространство.


В среднем каждый 3-й опрошенный казахстанец имеет в своем пользовании персональный компьютер. В основном это молодые люди от 18 до 29 лет и люди энергичного возраста от 40 до 49 лет; с незаконченным и полным высшим образованием; студенты и сотрудники частных компаний и фирм; с подушевым доходом семьи от 200 до 500 долларов США в месяц.


Компьютеризация населения имеет регионально неравномерный уровень распространения. Наиболее компьютеризированными городами являются Алматы и Атырау, наименее – Семипалатинск и Уральск.


Общеизвестно, что главным элементом информационной инфраструктуры является интернет. Как оказалось, сегодня в Казахстане трудно найти человека, который не знает, что это такое. Из 1616 опрошенных горожан таковых нашлось только 5,8%, да и те сплошь пенсионеры от 60 лет и старше. 34,8% являются пользователями интернет-сети. Из них 9,6% – регулярными, 25,2% – нерегулярными. 58,1% не являются пользователями интернет-сети.


По показателю удельного веса регулярных пользователей интернет-сети среди респондентов лидирует Тараз (каждый 7-ой опрошенный в этом городе); нерегулярных пользователей – Астана (более трети опрошенных жителей северной столицы).


Информационная революция, связанная с освоением интернет-пространства, как всякий революционный процесс, грозит со временем изменить расстановку сил в общественной жизни Казахстана. Похоже, сейчас мы стоим на пороге перехода к информационному обществу, которое будет состоять из технологических страт, чье социально-экономическое положение напрямую будет зависеть от применения тех или иных кибер-технологий в различных сферах жизни. По данным опроса, бесспорным лидером этой революции являются сотрудники общественных организаций, аутсайдерами – пенсионеры и домохозяйки.


В мнениях читателей, которые следуют за статьей, многие выражают недоверие результатами, полагая, что на самом деле число владельцев компьютеров и пользователей интернета гораздо меньше. Но результатов других исследований при этом не приводится. Главными, как часто бывает к великому сожалению, в онлайновых обсуждениях, выступают два «аргумента». В лучшем случае «мне кажется…», в худшем – оскорбления личности автора, «подкрепляемые» нудными рассуждениями на темы, не относящиеся даже косвенно к предмету.


Согласны мы с автором публикации или нет, но проведенное исследование станет страницей в истории казахстанского интернета. Возможно, результаты в чем-то грешат, но читатель со мной согласится: при посещении любой из алматинских фирм, торгующих компьютерами и комплектующими (а их число измеряется уже не десятками, а сотнями), создается впечатление, что это самый ходовой после хлеба и водки товар.


Сегодня хотелось обратить внимание на другую сторону вопроса, поднятую одним из участников обсуждения означенной статьи: «…зайдите в любой банк, несмотря на обилие компьютеров вас будут обслуживать вручную, поэтому в банках такая толчея и потеря времени…».


В принципе, количество компьютеров «на душу населения» – лишь один, и то не главный показатель в информационном развитии общества. Компьютеры и интернет – не более чем инструменты. Они могут использоваться по-разному, с большей или меньшей степенью эффективности. Никому ведь не придет в голову определять уровень биологической науки по количеству микроскопов. Хотя до сих пор, давая характеристику состояния учебного процесса в вузе, оперируют, прежде всего, количеством занятых там кандидатов и докторов наук.


Приведу свои примеры: трудно, наверное, найти более передовую в плане применения современных информационных сетей организацию, чем «Казахтелеком». Каждый работающий с клиентами оператор имеет компьютер, подключенный к сети организации. Но, подавая заявление на переустановку телефона в ЦТ «Батыс», меня, после стояния в одной очереди, послали в другую, чтобы на бланке заявления отметили факт отсутствия задолженностей по оплате. А зачем тогда сеть?


Один из основных проектов, в котором я сейчас участвую – предоставление школам и НПО за счет гранта Фонда Сороса интернет-канала. Здесь мы столкнулись с другой проблемой. Практически все алматинские школы имеют сегодня компьютерные классы. Многие – два и более. Когда стал вопрос об использовании их для истории, географии, иностранного языка, других предметов, выяснилось, что классы эти заняты уроками информатики с утра до вечера. Что на них делают ученики? Часто набирают в Word’е тексты. Для упражнения. Содержание значения не имеет. Не лучше ли на компьютере писать сочинение или делать задание по географии или биологии? Английский же язык вообще лучше всего изучать вместе с интернетом. Как единое целое.


Иногда говорят, что использовать интернет при преподавании некоторых предметов, например математики, невозможно. Но ведь речь идет не только и не столько о замене обычных уроков путешествиями по интернету или замене учителя компьютером. Главное – возбудить и поддерживать в дальнейшем интерес к изучению точных наук, сделать процесс увлекательным, захватывающим и веселым.


Особенно в то время, когда престиж науки и точного знания падает. В сфере физико-математического образования в последние годы произошел провал. Вопреки очевидному факту, что математическое образование – фундамент развития высоких технологий. Да и не только. Люди, которые учатся решать задачи, люди, которые могут работать с абстрактными понятиями, гораздо легче «въезжают» в любую проблему.


Расширить возможности учителя математики поможет сайт Московского центра непрерывного математического образования. Преподаватель, школьник, студент, да и просто интересующийся математикой найдет там множество интересной, уникальной информации. Но Центр не только создает сайт, но и издает книги, проводит лекции, семинары, кружки и даже большие математические праздники.


Он размещает книжки, задания, журнал «Квант». Это реальное непрерывное математическое образование, которое перерастает в образование для всех интересующихся людей, у которых есть доступ в интернет.


Появляются попытки сделать интернет-олимпиады. Заочный тур московской олимпиады по программированию идет в интернете. Там около трехсот участников, не только московских.


Решается и другая задача. Математические демонстрации или помощь в решении задач, в показательности задач, в наглядности математики, чтобы не была математика слишком формализованной, чтобы математика не превращалась в тупое заучивание формул и в безумное отгадывание крестиков в ответах на тесты. Для ребенка наихудший вариант, когда вся математика сводится к тому, чтобы выучить наизусть страницы с 75 по 84, а потом отметить в тестах из ответов a, b, c, d те, которые нужны.


Книга по истории Казахстанского Интернета выйдет через два-три месяца. Материал в основном собран, обобщен и структурирован. Но остается еще один вопрос, без которого не обойтись: «Как мы видим дальнейшие перспективы развития нашего сообщества в обозримом будущем?». Для ответа на него надо осмотреться. Как идут дела у тех, кто начинал примерно с такого как у нас уровня и чего-то достиг. Естественно, смотреть на отстающих не хочется. Примеры же передовиков доступны к изучению. Некоторые из них очень хочется воплотить в жизнь у нас.


В декабре Фонд Сорос-Казахстан и казахстанское представительство ОБСЕ организовали для группы казахстанских специалистов поездку в Таллинн, в Академию Электронного Управления. Несколько слов об этой организации.


Академия Электронного Управления www.ega.ee начала работу летом 2002 г. с подписанием Меморандума Взаимопонимания между Правительством Эстонии, Программой Развития ООН и информационной программой Института Открытого Общества (Фонд Сороса). С тех пор Академия работает на средства, предоставляемые ее учредителями. Ее задача – обучение государственных служащих и политиков стран бывшего Советского Союза, Центральной и Восточной Европы, Азии методам работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Место, где работает Академия, выбрано не случайно. Эстония достигла больших успехов в применении ИКТ для решения задач функционирования государства и развития местного самоуправления.


Работа в Академии организована на принципах передовых управленческих технологий. Штатных работников всего два. Директор Ивар Тало и Жанна Жиронкина – специалист на все руки. Андрей Марусов, организующий интереснейшие рассылки от имени Академии, живет и работает на Украине. Приехавшие слушатели живут в отличной гостинице («Олимпия» в нашем случае), занимаются в учебном центре корпорации Baltic Computer Systems www.bce.ee, часть занятий проходит там, где находится объект изучения – в парламенте, правительстве, государственных учреждениях. В качестве преподавателей – специалисты, которые делают обзор использования ИКТ в Эстонии и других странах. В процессе обучения они знакомят слушателей с различными теориями и делятся практическим опытом. Участники получают представление о конкретных решениях и методах, используемых в международном развитии и администрировании ИКТ. Самые интересные случаи и проблемы обсуждаются в группах. Темы курса включают развитие стратегий электронного управления в государстве, промышленности и образовании, юридические проблемы и глобальные вопросы, касающиеся развития ИКТ. Кроме практических знаний и опыта Эстонии, курс затрагивает аналитические разработки международных экспертов из Европейского Союза и достижения участвующих стран.


Проект координируют Департамент Государственных Инфосистем (RISO, является структурной единицей Министерства Экономики и Коммуникаций) и Эстонский Центр Информатики (EIK, также является структурной единицей Министерства Экономики и Коммуникаций).


Предложение проводить подобные курсы именно в Эстонии было сделано Программой Развития ООН как признание достижений Эстонии в осуществлении политики информатизации. А достижений действительно не мало.


8 марта 2000 г. был принят закон об электронной подписи. Закон дает возможность использовать электронную подпись наравне с рукописной.
В 1998 году в ходе проекта “Vahetu Riik” (“Прямое управление”) был создан виртуальный эстонский интернет-центр и появилась возможность прямого доступа к правительственным структурам и конституционным учреждениям. Адрес www.riik.ee стал за 4 года неотделимой частью системы электронного правительства и символом Эстонии в интернете. В дополнение к роли государственного портал приобрел статус объединяющей силы для национальных информационных систем.
Введение в использование ID-карты означает создание новой национальной информационной инфраструктуры Эстонии.
Проект Э-Гражданин призван развивать сотрудничество между гражданами Эстонии и общественным сектором через интернет. К 2004 г. все государственные и местные органы власти стали предлагать свои услуги через интернет. К этому времени 60% жителей Эстонии стали пользоваться интернетом каждый день.
Проект Э-Гражданина тесно связан с другими программами, такими как Перекресток (X-road) и ID-карта, а так же системы, направленные на развитие э-демократии (э-выборы, TOM – Tana Otsustan Mina (Сегодня Решаю Я), э-страна и т.д.).

Большой интерес представляет ID-карточка, с помощью которой можно удостоверить свою личность как обычным, так и электронным способом. Это внутригосударственный документ, имеющий в принципе такие же задачи, что и наше удостоверение личности, но с большими возможностями. Карточка обязательна для достигших 15-летнего возраста граждан и иностранцев, находящихся в Эстонии на основании вида на жительство.


На карточку наносится фамилия, имя, пол, гражданство, дата рождения, фото, подпись владельца, дата выдачи, срок действия и номер документа. Наличие впаянного электронного чипа, внешне похожего на сим-карту сотового телефона, означает возможность ставить цифровую подпись через интернет и тем самым избегать беготни и траты времени. Для того чтобы подписать документы, не надо выбираться в город, все можно сделать быстро, не вставая из-за компьютера. Оформлять документы с ID-карточкой можно хоть ночью, также как и производить все операции в интернет-банке. Электронные документы уменьшают бумажную бюрократию и повышают эффективность государства в целом.



Вместе с ID карточкой каждый человек имеет возможность получить постоянный адрес электронной почты имя.фамилия@riik.ee. Очень симпатично, не правда, ли?


Налоговые службы давно перешли на все виды деятельности посредством интернета. Это проще, удобнее государству и обществу. А главное – обеспечивается прозрачность процесса. Видно, сколько налогов собрано и по каким линиям, видно, куда потрачено и сколько. Как это осуществляется, иллюстрирует приведенная схема.



Меня, как профессионального работника образования, больше всего интересовало положение дел в этой области. Государственная политика исходит из того, что совокупное национальное богатство определяется на 60-70% уровнем образования населения.


Небольшая страна, очень озабоченная развитием собственной культуры, не может традиционными бумажными средствами обеспечить учебниками и дополнительными материалами учебный процесс школ и вузов. Особенно на эстонском языке. Рентабельность издания напрямую зависит от проданного тиража. А какой может быть тираж в стране с населением менее 1,5 млн. человек? Так что решить задачу можно только с применением цифровых носителей и интернета.


Деятельность эстонских школ финансируется на 1/3 государственным бюджетом, на 2/3 – бюджетом местного самоуправления. На 1 школьный компьютер приходится 25 учеников. В вузах положение хуже, на 35 студентов один компьютер. В среднем в школах Евросоюза – 12. В России – от 300 до 400. 90% школ имеют постоянный доступ к интернету. В 2000 г. этот показатель составлял 75%. 30% учителей используют интернет на своих уроках постоянно. 2/3 учителей прошли переподготовку на предмет овладения современными компьютерными технологиями и интернетом в образовании. Такие курсы проводятся при университетах. Государство оплачивает 75%. 25% – школы или сами учителя. Считается, что если сам учитель будет оплачивать хотя бы небольшую часть обучения, отношение будет серьезнее. И еще: если платит сам учитель, то он ощущает необходимость этого, не представляет свой профессиональный рост без такого повышения квалификации. А государство и общество помогают. Государство закупило большую (очень большую!) партию современных компьютеров и предложило учителям купить компьютер домой на условиях постепенной беспроцентной выплаты. Естественно, цена на него гораздо ниже розничной, ведь партия огромная. В Эстонии 760 школ, 280 тыс. учеников, 26 тыс. учителей. Вот бы у нас провести подобную акцию!!!


В последнее время все больше проявляется тенденция участия в делах образования частного бизнеса. Не только с позиции того, что само образование – крупный бизнес. На организации различного рода учебы и повышения квалификации, поставках оборудования можно зарабатывать большие деньги. Это прекрасно демонстрирует упоминавшаяся выше компания Baltic Computer Systems. Важно другое – само образование приобретает немалую реальную, вовсе не абстрактную цену. С дипломом Тартуского или Таллиннского университетов легко устроиться на работу в Финляндии. Там врач, например, зарабатывает в 10 раз больше, чем в Эстонии. Но 90% работающих за границей эстонцев хотели бы вернуться на родину.


Создано два довольно мощных портала www.koolielu.ee и www.miksike.ee для учеников, учителей и родителей по проблемам школьной жизни. Особенно ценным там мне показалось наличие методических разработок по проведению отдельных уроков с применением ИКТ и интернета. Подобную работу начинает в эти дни наша организация «Казахстанская Федерация Интернета» в сотрудничестве с Информационной программой Фонда Сорос-Казахстан. Мы хотим создать сборник методических рекомендаций для проведения уроков по предметам школьного курса с использованием интернета. Т.е. наступило понимание того, что мало просто дать в школы интернет, надо помочь методически. Иначе большие средства снова «уйдут в песок». А когда такое происходит, нечего думать о борьбе с казнокрадством и коррупцией. Это, естественно, относится не только и не столько к школам и образованию.


В Эстонии уже давно пришли к выводу, что главная проблема не в компьютерах, оборудовании или средствах связи. Даже не в деньгах. Технологии и логистику отладить легче, чем сознание. Главная проблема в людях. Недостаточной мобильности в мыслях и делах. Трудно понять, что жизнь с информационными технологиями – другая жизнь. Если мы их начали применять в школе, то нельзя свести это к отдельным урокам или кружкам. Меняется весь учебно-воспитательный процесс, от начала до конца сами принципы его организации. Кто скажет, что у нас другие проблемы?


В прошлом номере нашего журнала была опубликована статья об усть-каменогорском проекте «Прозрачный город». В принципе многое из того, к чему мы стремимся в облегчении диалога народа и власти осуществлено в Эстонии.
Портал электронного правительства с течением времени изменяется и дополняется. Добавлены адреса, такие как портал “Сегодня я принимаю решения”, система общественно-правовых документов. Несколько серверов и веб-сайтов – www.peaminister.ee, www.valitsus.ee, www.eesti.ee, Министерство внутренних дел, Министерство транспорта и коммуникаций, Виртуальный секретариат Балтийского совета министров, государственная газета на эстонском языке, www.riso.ee, www.riik.ee/riigikantselei/, программа управления документооборотом, электронное гражданство, проект X-road, электронные выборы.


Систему посещает в среднем 10000 пользователей в день. Около 10% из них находятся за пределами Эстонии. Кроме эстонского, рабочими языками портала также являются английский и русский, однако объем данных, представленный на них, ограничен.


Портал электронного правительства должен не только собирать данные, но и стать банком данных и интерактивным средством сотрудничества правительственных учреждений.


С начала 2002 г. каждое государственное агентство и местный орган управления имеют возможность использовать общедоступные модули на сервере электронного правительства. Это – гостевая книга, голосование, дискуссии и опросники. Все государственные и правительственные агентства могут пользоваться ими для проведения обсуждений и исследований в интернете бесплатно. Например на сайтах электронного гражданства, Х-road (перекресток).


Портал электронного правительства дает возможность органам местного управления предоставлять информацию на общедоступном сервере и вносить свой вклад в исполнение Закона о государственной информации. Министерство Транспорта и Коммуникаций предоставило бесплатный сервер, предназначенный для учреждений государственного сектора, которые должны исполнять Закон о государственной информации, но не имеют соответствующих технических и финансовых средств.


Задача веб-страницы TOM (“Tana Otsustan Mina” – “Сегодня я принимаю решения») состоит в том, чтобы усилить участие населения в процессе принятия решений, касающихся государственных вопросов. Человек может высказать мысли и комментарии по проектам законов в период их создания. Каждый может ознакомиться с идеей и прокомментировать ее.


Система поддерживается контрактом Министерства Транспорта и Коммуникаций в партнерстве с Офисом Премьер-Министра. Система TOM была отмечена наградой Европейской Комиссии на конференции по электронному правительству, проходившей в ноябре 2001 года в Брюсселе.
Особенно мне понравилось развитие системы общественного доступа к интернету. В универсаме «Kristine» на первом этаже, сразу за отделяющей от улицы стеклянной стенкой десятка полтора людей, преимущественно совсем молодых, сидят за компьютерами. В холле гостиницы стоит оригинальный агрегат, чем-то похожий на банкомат. Экран, клавиатура, шарик вместо мышки. Получай и отправляй почту, смотри новости. Платы не нужно.
Без расширения числа пунктов общественного доступа трудно развивать общедоступный интернет.



Имеющиеся в большом количестве компьютерные игровые клубы могли бы стать в этом деле опорой. А еще – библиотеки, как нельзя лучше приспособленные для массового доступа к информации учреждения.


Стратегические направления и тактические решения, по которым следует идти – отнюдь не потемки. Изучение и творческое применение опыта других – то, без чего в нашем мире никуда. Это не менее важно, чем исследовать состояние своих дел.

Похожие сообщения

Оставить комментарий