Нужна помощь? +7(499)7033359

Концерт для ПК с Сетью, или Куда пойти учиться?

Образование – это то, что осталось, когда все забыто». Как ни к чему другому, это едкое английское выражение подходит к сфере IT, переживающей стремительное развитие. Любые отдельно взятые знания, актуальные сегодня, завтра уже безнадежно устаревают. И требуется глубокое понимание сути предмета, чтобы на лету схватывать и осваивать новые.



Каждый современный человек однажды понимает, что «без компьютера – никуда». И начинается его собственный путь к приобретению навыков обращения с тем программным обеспечением, которое сопровождает работу в интересующей его сфере. А вместе с этим открываются новые возможности. Их можно освоить на уровне постоянно выполняемых действий (это как в вождении автомобиля: главное – ехать и чуть-чуть разбираться в двигателе). А можно осмыслить их и поставить на службу своим профессиональным задачам. И тут уже можно говорить не о навыках, а об образовании. Компьютерном образовании.



Где и какими способами у нас можно получить знания в области компьютеров? На кого рассчитаны программы обучения? В какой форме может быть произведена оценка знаний навыков в обращении с различным программным обеспечением? Универсально ли вообще компьютерное образование или оно станет ненужным после очередного витка технического прогресса? Вот неполный круг вопросов, которые характеризуют тему компьютерного образования.

Осваивать компьютер массово у нас начали в конце девяностых, с появлением Windows и пакета офисных программ. Успех ПК напрямую связан именно с этим прикладным программным обеспечением. Оно воспроизводило и ускоряло основные «бумажные» процессы: набор текста, работу с базами данных и ведение документации. Результат получался качественно другим. Появилась новая эстетика документа и учета. «Джентльменский набор» – Windows, Word, Excel – и сегодня, спустя десять лет, остается самым популярным в программе любых компьютерных курсов. На втором месте по популярности на сегодняшний день находится российская программа 1С:Бухгалтерия.



Однако, возможности этих, да и почти всех остальных, программ полностью, как правило, не используются. У каждого пользователя существует своя «рабочая область», в которой он постоянно выполняет однотипные операции. Например, набирает тексты, сводит информацию в таблицы по готовому шаблону или работает с базами данных. Это можно назвать компьютерной грамотностью и даже опытностью, но еще не образованием.



Классификация «чайник-продвинутый-опытный-программер», согласно которой выводятся статистические данные о компьютеризации нашего общества, объективно делит людей по степени освоения прикладных программ и знанию языков программирования. А ведь уровень компьютерного образования определяется качеством адаптации возможностей компьютера к конкретным процессам производства, управления, науки, образования и даже искусства. Этого мы почти не встречаем в обзорах.
Конфуций считал, что человек должен учиться так, как будто он будет жить вечно. Но темпы современности не позволяют нам растягивать процесс познания. Дети быстро втягиваются в компьютерные игры, что позволяет им легко освоить и другие, серьезные возможности ПК. Трудности с освоением компьютера испытывают люди взрослого возраста. «Нет компьютера дома», «это мне не по силам», «уже не те годы» и т.п. И для таких людей необходимо целенаправленное обучение.



Из каких же источников набираться знаний, особенно начинающим? Особенно, если нет постоянной возможности работать на ПК. Если нет соответствующей среды, где болтают об этом и лихо нажимают кнопки? Достичь цели можно двумя путями: пойти на курсы или заняться самообразованием на доступном компьютере.
Есть такая поговорка: «Мы можем обучить вас быстро, качественно и недорого… выбирайте любые два пункта». Итак.

Быстро и недорого
Компьютерные курсы могут быть платными и бесплатными. Последние точно есть при районных Центрах занятости, и зарегистрированный безработный может получать там уроки. Есть такие курсы на предприятиях, в школах и даже при некоторых религиозных конфессиях. Многие неправительственные общественные организации (НПО) предлагают курсы компьютерной грамотности для отдельных категорий населения – матерей-одиночек, инвалидов, по национальному признаку. Например, Агентство «Сохнут» в мае открыло в Алматы учебный компьютерный центр для молодежи из еврейской диаспоры.



Объявления о платных курсах появляются везде, где только можно прилепить зазывальный листок. Полны ими также местные газеты, особенно посвященные работе и образованию. Как правило, список предлагаемых курсов содержит три основные группы программ: офис, дизайн и верстка, программирование. Особняком стоит популярная сейчас 1С:Бухгалтерия. Довольно часто предлагается некий курс, «заточенный» под определенную специальность (например, секретарь-референт или менеджер), где обучение компьютеру входит в число других дисциплин.



Приведем для примера список компьютерных курсов, предлагаемый учебным центром «Прогресс»:
• Скоропечатание на компьютере – 2500 тенге
• Интернет, e-mail – 2500 тенге/час
• Web-дизайн, PHP, Flash – 7000 тенге
• Ремонт и наладка компьютеров – 4500 тенге
• Компьютерная графика и дизайн, основы полиграфии – 4500 тенге
• Autocad – 5500 тенге
• Компьютерная анимация – 6000 тенге
• Программирование в среде Delphi, C++ – 5500 тенге



Во всех остальных центрах, имеющих компьютерные курсы, наблюдается примерно тот же расклад по ценам и условиям обучения. Конкретный же набор дисциплин зависит от преподавателей, которых удалось нанять. К преподавателям обычно требования всего два: человек должен прекрасно разбираться в предмете, который он преподает, и уметь доходчиво донести свои знания до слушателей.
В «Прогрессе» и других более-менее крупных центрах, как правило, занятия ведутся в группе, в специально оборудованном классе, где стоят компьютеры и есть подключение к сети интернет.


Однако по желанию учащегося с ним могут заниматься индивидуально, вплоть до того, что преподаватель приезжает на дом и помогает человеку осваивать не какой-нибудь абстрактный, а его собственный компьютер. Кроме того, индивидуальные занятия обязательно подразумеваются в том случае, если учащийся выбирает не популярный курс для начинающих, а желает получить более углубленные знания в каких-либо специальных программах (например, Photoshop, Corel Draw или Dreamweaver) или изучить язык программирования (самыми популярными на компьютерных курсах являются Delphi, Perl, а также HTML и Java Script в курсе для веб-дизайнеров). “NewCom” пошел еще дальше. Этот учебный центр организовывает выезд на предприятия и обучает компьютерной грамотности без отрыва от производства. Некоторые курсы поменьше, не имеющие оборудования для проведения занятий, при приеме на работу ставят преподавателю обязательное условие, что учить студентов он будет на своем собственном компьютере.



«Прогресс», «Рост», “NewCom” и многие другие образовательные центры предлагают последующую помощь в трудоустройстве успешно закончившим курсы. Однако поскольку знание компьютера часто само по себе не является освоением какой-либо конкретной специальности, человек приходит на компьютерные курсы уже имея в виду какую-то конкретную цель, и обычно не ищет содействия в трудоустройстве. Исключение составляют слушатели курсов по сборке и ремонту компьютеров, а также дизайнеры.



Справедливости ради добавим пару чернильных пятен. Знания преподавателей, нанимающихся на почасовую работу в такие учебные центры, проверить попросту некому. Также как некому оценить и эффективность их методических программ. Таким образом, заплатив за свое обучение, вы еще можете вытянуть несчастливый билет, и вам попадется человек, который сам, по-хорошему, должен бы еще учиться и учиться (особенно это касается курсов по специализированным программам). Кроме того, учащиеся редко обеспечиваются какими бы то ни было учебными пособиями, а если эти пособия и появляются, то они, как правило, не лучшего качества и продаются за отдельную плату. Таким образом, на плечи начинающего пользователя ложится нелегкая задача по самостоятельному выбору учебника. Однако дешевизна обучения, сжатые сроки и интенсивность подачи материала дают человеку, только вступающему в мир освоения компьютера, возможность быстрого старта.

Быстро и качественно
В Казахстане в течение нескольких лет самодельные курсы, рассчитанные на массовое обучение, были единственным способом повысить свою компьютерную грамотность (помимо самообразования). И до сих пор они не потеряли ни популярности, ни значимости. В то же время у нас давно существуют зарекомендовавшие себя учебные центры, занимающиеся авторизованным обучением, с грамотно построенными методическими программами и высоко квалифицированными преподавателями. Правда, и цены здесь намного выше.



Курсы этих учебных центров бывают пользовательские и авторизованные. Пользовательские курсы, по сути, дают то же, что и недорогие массовые курсы «самопальных» образовательных центров. Отличие состоит в гарантированном качестве обучения, отработанных учебных программах и, конечно, опытных преподавателях, многие из которых имеют международные сертификаты и параллельно ведут авторизованные курсы в том же центре.


Обучение ведется в кондиционируемых классах, оборудованных новейшей техникой в группах не более 13 человек, что является наиболее оптимальным для достаточно полной обратной связи с учащимися. Все требования к классу и качеству преподавания обычно соответствуют официальным требованиям вендора к сертифицированным курсам.



Прохождение пользовательского курса обычно дает вполне достаточные знания, а сертификат об их окончании котируется в любой серьезной фирме. В частности, центр IT Development охотно оказывает помощь в трудоустройстве выпускникам, окончившим комплексные курсы «Разработчик Интернет Приложений», «Разработчик Информационных Систем», «Системное Администрирование». Выпускникам же, успешно окончившим комплексные курсы, образовательный центр предоставляет возможность прохождения практики в компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения, телекоммуникационных компаниях, банках, которые заинтересованы в специалистах такого рода. Сложившаяся ситуация дефицита специалистов в области информационных технологий способствует этому. Многие компании первыми выражают заинтересованность в сотрудничестве с образовательными центрами.



Как наиболее показательные, можно привести цены на пользовательские курсы учебного центра “Alsi”:
Работа с офисными программами
Windows/Word/Excel – 14100 тг (40 часов)
PowerPoint – 7755 тг (14 часов)
Интернет и работа с электронной почтой – 2820 тг (6 часов)
Углубленный Excel – 14100 тг (15 часов)
Visio – 5640 тг (4 часа)

Планирование и управление
MS Project – 14100 тг (12 часов)
Outlook – 5640 тг (9 часов)
Microsoft SharePoint Team Services – 8460 тг (4 часа)

Графические программы
CorelDraw – 14100 тг (30 часов)
Photoshop – 11280 тг (18 часов)
PageMaker – 4935 тг (15 часов)
AutoCAD, двухмерное моделирование – 43005 тг (20 часов)
AutoCAD, объемное моделирование – 43005 тг (20 часов)
3D MAX – 35250 (18 часов)

Web-дизайн
HTML 4.0 и CSS – 9165 тг (24 часа)
Microsoft FrontPage – 14100 тг (15 часов)
Macromedia Flash – 28200 (24 часа)
Macromedia Dreamweaver MX – 14100 (15 часов)

Работа с базами данных и программирование
Access – 28200 тг (40 часов)
Visual Basic – 11280 тг (30 часов)
Visual Basic for Application – 14100 тг (15 часов)
Perl – 11280 тг (30 часов)
Borland Delphi – 11280 (30 часов)
Borland C++ Builder – 11280 (30 часов)

ОС Linux
Основы Linux – 28200 тг (40 часов)
Администрирование Linux – 56400 тг (40 часов)

Lotus
Системное администрирование Lotus Domino R.6 – 84600 тг (44 часа)

Сама идея авторизованного обучения состоит в том, что проведение авторизованных курсов возложено на сертифицированных вендором тренеров. Вендор, разрабатывая методологию и создавая курсы, тратит на него колоссальные время и деньги. Эти курсы проводятся во всем мире, на большом количестве площадок, качество их на самом деле очень высокое. Во всех авторизованных учебных центрах одинаковые пособия, оборудование, удовлетворяющее требованиям проведения любого авторизованного курса и сертифицированные тренеры. В любом сертифицированном центре обучения вы получаете необходимый объем знаний, который был определен вендором при разработке данного курса.



Особое место среди действующих в Алматы центров авторизованного обучения занимает филиал российской «Академии АйТи». Это гигант IT-образования с 22 филиалами по России, одним на Украине и одним у нас. И везде компания предлагает единый пакет образовательных услуг. Допущенные к преподаванию на территории нашей республики авторизованные курсы не ограничиваются Microsoft и Cisco, здесь можно обучиться и сертифицироваться по Oracle, Lotus, Linux и др. Кроме того, у этой компании есть авторизованные курсы по собственным программным продуктам. Например, программа повышения квалификации «Экономика информационных систем». С апреля 2004 года диплом, выдаваемый по окончании этого курса, имеет статус государственного диплома РФ. В штате АйТи более ста преподавателей, которые читают курсы в зависимости от необходимости в любом из филиалов. Так что в Алматы слушатели могут отучиться как у наших, так и у российских или украинских сертифицированных тренеров. Но, парадокс: чаще тренеры-алматинцы ездят с лекциями в Россию.



Первой в Казахстане АйТи готовит открытие авторизированных учебных центров в Атырау и Астане. А пока слушателей из регионов обучают в Алматы с полным пансионом (гостиница, занятия в классах по 8 часов в день, питание). Если этого требуют обстоятельства, программа не прерывается в выходные дни, растягивается по времени, но содержание не меняется.



Хоть и не долгий, отрыв от производства для нужд IT-образования является нередко достаточно сильным тормозом в намерении предприятия обучать своих сотрудников. Особенно, если они проживают не в Южной столице. АйТи пытается внедрить в Казахстане системы корпоративного дистанционного обучения. Они строятся по разным схемам, на различных каналах связи (не только интернет) и значительно отличаются по стоимости от очных занятий с выездом. Например, при наличии 200 обучающихся, она может составлять всего 4 доллара на человека!



Для подготовки к сдаче сертификационных экзаменов требуется прохождение от одного до нескольких авторизованных курсов обучения. По окончании каждого авторизованного курса слушателям выдаются сертификаты о прослушивании курса от вендора. Комплект официальных учебных пособий (книга и диски) слушатели по окончании обучения уносят с собой. Эти пособия в дальнейшем занимают прочное место на рабочем столе работника. Цены авторизованных курсов достаточно высоки и по карману в основном корпоративным клиентам. Однако среди слушателей бывают и такие, кто собрал нужную сумму на обучение и сертификацию для себя лично, уточнив стоимость таких же курсов и экзаменов, например, на Западе.



Какова же ситуация в городах Казахстана, отдаленных от центров авторизованного обучения? Там работают учебные центры, предоставляющие только пользовательские курсы. Но, по словам Марины Чернышовой, администратора центра тестирования Pearson VUE в Альфатехе, до десяти процентов от общего количества слушателей авторизованных курсов – приезжие из регионов. Каждому слушателю авторизованных курсов компания предоставляет возможность бесплатной сдачи одного сертификационного экзамена Microsoft.



Ольга Долгоненко, директор казахстанского филиала АйТи, рассказала нам и об опыте индивидуального дистанционного обучения шести казахстанцев. Заявки этих слушателей на очное обучение по одной из программ IT-менеджмента были неосуществимы по ряду причин. И тогда им было предложено пройти курс дистанционно. Семинары с преподавателями из Москвы, качественные методические разработки и система контроля знаний сделали свое дело.
Вообще же, если говорить о форме обучения на авторизованных курсах, то вечерние занятия там просто невозможны. Только дневная форма, – это обязательное требование вендоров. Система глубокого погружения в материал требует настроенности на поглощение больших объемов информации.



Но, несмотря на кажущуюся однообразность работы учебных центров, предлагающих авторизованные курсы, с годами в их программе наблюдается последовательная тенденция к усложнению. Новые версии операционных систем и различных клиент-серверных приложений в каждом последующем выпуске усложняются; предъявляются более жесткие требования к безопасности и объему информации, все это делает администрирование программного обеспечения и локальных сетей более трудоемким, требующим от специалистов большего объема знаний, а соответственно, сами курсы и работа тренеров усложняются.

Качественно и недорого
Для полноты картины осталось поговорить об академическом образовании. Ведь многие крупные компании, например, Logycom, стараются брать на работу людей, имеющих диплом о высшем образовании, а не просто сертификат об окончании трехнедельных курсов.



Высшее образование в сфере IT в Казахстане имеет давние традиции. Специализацией в области электроники и вычислительной техники некоторые кафедры Политехнического и Энергетического институтов занимались еще в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века. Эти кафедры не исчезли в ходе реорганизации ВУЗов, свой опыт подготовки инженеров-электронщиков и научные разработки они используют и сегодня, обучая студентов 21 века.
Министерство образования РК на своем сайте публикует классификатор направлений высшего образования, в составе которого компьютерные направления представлены так:



050602 Информатика
050703 Информационные системы
050704 Вычислительная техника и программное обеспечение
050705 Математическое и компьютерное моделирование
050719 Радиотехника, электроника и телекоммуникации
Каждое из направлений имеет специализации для более целенаправленной подготовки кадров с учетом современных требований предприятий и организаций всех форм собственности. Этим и занимаются кафедры. Специализация дополняет номер специальности еще одной цифрой.



Приведем пример. В составе Казахского Научно-Техничекого Университета им. Сатпаева (Политех) работает Институт информационных технологий (в нем обучается более 2200 студентов). Кафедра «Вычислительная техника» (осн. в 1962 г.) в рамках направления 050704 осуществляет, во-первых, специализацию «Вычислительные комплексы, системы и сети» – 050704(01). Эти инженеры занимаются разработкой аппаратной части вычислительных систем, комплексов и сетей. Они же обеспечивают их функционирование, эксплуатацию и ремонт. Во-вторых, специализацию «Организация и технология защиты информации» – 050704(03). В ряде учреждений информационные технологии используются с массовым доступом к секретным ресурсам (силовые структуры, банки и др.). Здесь-то и нужны такие специалисты. (Отметим, что в рамках ИИТ существует Научно-исследовательский центр «Зашита Информации», где студентам поручают выполнение научно-исследовательских работ, так что практиковаться есть где)
Другие компьютерные специализации, которые можно получить в наших ВУЗах, имеют следующее содержание:
050719(03) «Многоканальные телекоммуникационные системы» – передача и обработка данных на больших расстояниях. Проектирование и эксплуатация систем передачи данных, вычислительных сетей и систем связи.



050704(04) «Программное обеспечение систем» – проектирование и внедрение ПО информационных систем различного класса и назначения. Разработка и сопровождение программных комплексов для управления деятельностью отраслей, промышленных предприятий, банков и др. на основе информационных технологий.
050704(02) «Компьютерные системы обработки информации и управления» – разработка и внедрение компьютерных систем различной сложности для управления предприятиями, организациями и отраслями.



В некоторых ВУЗах IT-кафедры функционируют в составе непрофильных факультетов. Так, в пользующемся уважением Алматинском Интституте Энергетики и Связи (АИЭС), кафедра электроники и компьютерных технологий (бывшая «Промышленная электроника») находится на факультете Радиотехники и связи. Она является одной из старейших кафедр института, так как была организована в 1978 году на базе кафедры Прикладной электротехники и электрических измерений Алматинского энергетического института (АЭИ).



Профессорско-преподавательский состав этой кафедры имеет большой опыт работы в разработке и внедрении компьютерных и коммуникационных систем, электронных и микропроцессорных устройств. Присваиваемые квалификации – инженер электронной техники и инженер по защите информации. Здесь обучают использованию систем автоматизированного проектирования (САПР) в электронике, систем автоматического управления с применением микропроцессоров, а также широкому применению компьютерной техники и технологий в различных научно-технических и производственных сферах. Образование, полученное здесь, высоко ценится у работодателей из IT-компаний.

На рынок постоянно поступают новые программы, появляются усовершенствованные версии старых. Но бояться, что развитие компьютеров оставит за бортом тех, кто не сможет участвовать в гонке освоения новых программных средств, не следует. Ведь все изменения, которые разработчики вносят в свои программные продукты – это или исправление ошибок предыдущих версий, или оптимизация приемов управления ими. А опыт общения с компьютером накапливается от программы к программе. Это универсальный закон обучения.



Однако существует и другое мнение относительно будущего компьютерного образования. Мак Нили, один из руководителей всемирно известной компьютерной корпорации Sun, производящей аппаратуру для компьютеров, придерживается той точки зрения, что «персональный компьютер – это только мираж, большой яркий блик, но ничего больше. Через пятьдесят лет люди оглянутся назад и скажут: «У вас действительно был компьютер на столе? Как странно».
Тенденция к компьютеризации различных устройств – сотовых телефонов, бытовой техники, создание различных аппаратных гибридов уже наступает на пятки ПК. Держать дома капризную машину, в которой устаревают и ломаются дорогостоящие запчасти, вечно гнаться за последней версией программ – все это однажды может надоесть человечеству. Так что же останется нам, когда (и если) управление программами с клавиатуры уйдет в прошлое? Окажемся ли мы образованными и преемственно годными к нео-нео-капризам техники? Ответ во многом зависит от качества нашего компьютерного образования – образно говоря, играли мы одну и ту же мелодию одним пальцем или способны были исполнить концерт для ПК с Сетью.

Похожие сообщения

Оставить комментарий