Нужна помощь? +7(499)7033359

Ситуация: Мягкая рыночная ниша

Во времена оны – не совсем далекие – люди, желая подчеркнуть незавидность своего финансового положения, произносили фразу: «Я вам не Рокфеллер». Сейчас можно услыхать нечто вроде: «Че я тебе, Билл Гейтс что ли?» – тоже метафора, применяющаяся для обсуждения толщины кошелька. Ибо в тех уголках Земли, где установлены телевизионные антенны, ловят радиоприемники и продаются газеты – все знают, кто такой Билл Гейтс. Даже те, у кого слово «Windows» ассоциируется более с архитектурой, чем с компьютерами, осведомлены, что Билли – самый богатый «программист» в мире. И даже почти самый богатый человек на Земле. Наверное, тот факт, что богатейшим человеком мира стал деятель из сферы производства программного обеспечения, – самая яркая деталь мирового экономического ландшафта.


Финансисты по-прежнему держат в своих руках денежные вожжи этого мира. Теплую компашку Жоры Сороса и тех же Рокфеллеров вряд ли удастся оттеснить от мирового капитанского мостика. Но примечателен сам факт, что их соседями по этому самому мостику становятся люди и компании, производящие совсем нематериальный продукт. Более того, все мировые финансовые институты стали зависимы от компьютеров и сопутствующего им программного обеспечения до степени неразделимости. «Ведь даже богатство, к которому всю жизнь стремится человек, в наши дни означает не подвалы, где лежат груды золота, а совершенно бессмысленную для непосвященных цепочку нулей и единиц, хранящуюся в памяти банковского компьютера» (В. Пелевин «Святочный Киберпанк»).


Из вышесказанного следует, что число людей из «программистов» на денежном Олимпе будет только прибывать. Оно и понятно. Раз и навсегда утвердившись в банках, софтверная промышленность подсадила на иглу необходимости практически все сферы производства и услуг. Программы работают везде. Полифонически надрываются в сотовых телефонах. Следят за котлетами в микроволновках. Контролируют температуры и вязкости в автомобилях. Словом, прочно прижились в этой электронной действительности, которая нас окружает. Со временем, возможно, заберутся под наши черепные коробки.


А означает это только одно – оборот отрасли (или даже не отрасли, а огромной группы отраслей с общим ключевым словом «software») растет и будет расти. Процесс этот не в состоянии обойти стороной наши веселые края. И у нас появился свой рынок и свои игроки. Бросим не очень глубокий (чтобы поместиться в рамки статьи) взгляд на явление.


С одной стороны.


Те, кто производит и продает. С этой стороны хорошо просматриваются следующие роли:


Разработчики баз данных
Web-разработчики
Реселлеры, или по-русски продавцы забугорного софта

С этого момента подробнее.


Разработка баз данных на скромный взгляд автора – самая важная роль для игроков нашего рынка. Поясним.


Взаимодействие хозяйствующих и не очень субъектов начинается с информационного обмена. Им же и заканчивается. Хотим мы того или нет – информационные потоки, особенно в бизнесе, за один год вырастают в разы. Чтобы справляться с ними, нужны емкие и удобные хранилища.


Клиентская база, контрактная база, юридическая база. Везде упоминается она, родимая. База данных. Технологическая платформа может быть любой. Да и программная реализация тоже. Кому-то требуется простенькое анкетное приложение для отдельного компьютера. Тогда хватает обычного MS Access. У кого-то есть мощный поток данных с десятками пользователей. И задействуется полноценный сервер СУБД.


В общем, речь идет о внутрифирменной или там корпоративной информационной системе. Ядром ее всегда является база данных. И разработчики могут прятаться под различными личинами. Могут называть себя «системными интеграторами» или внедряльщиками «автоматизированных систем документооборота». Сердцем системы будет база данных. И чем лучше сделана база, тем надежней и эффективней будет сама система. Поэтому, отрешившись от остальных деталей, я и назвал тех, кто внедряет информационные системы, разработчиками баз данных.


Как уже было сказано, эта задача самая насущная на нашем рынке. И разнообразие форм и видов субъектов, осуществляющих данную деятельность, велико. От крупных контор до кустарей-одиночек с ноутбуками. Стратегия выживания в условиях рынка тоже может быть разной. Кто-то хватается за любую работу (обычно не очень большую). И берет количеством и разнообразием.


Кто-то действует в пределах отрасли. Например, фармацевтические компании практически все имеют информационные системы. Схожесть задач позволяет разработчикам быстро автоматизировать разные компании.


А кто-то крепко дружится с очень крупным заказчиком и сопровождает его информационную систему долгие годы, имея при этом «гранд кусок хлеба с маслом».


Наверное, сайтостроение (или web-разработка) не может быть однозначно причислено к производству программного обеспечения. Много здесь всякого «дизайна» и «креатива». Однако. Результат все равно представляет из себя совокупность битов. Программирование в этом процессе играет не последнюю роль. И, вообще, исторически web вырос из информационных технологий. Так что, несмотря на обилие в web-студиях дизайнеров и верстальщиков, получающийся продукт можно считать софтом. Ну не хард же, в самом деле.


Эта часть рынка находится в хаотично-зачаточном состоянии. Очень мало компаний (навскидку можно назвать только фирму Actis), занимающихся исключительно созданием сайтов. Web-студии либо живут под крылом крупных контор (интернет-провайдеры «Нурсат», «NetStyle», продавцы техники «Алси»), либо являются частью средней величины компаний «на все руки» (торговля, построение сетей, сервисное обслуживание и прицепом web-разработка, или как чаще говорят «веб-дизайн»). Еще больше тех же кустарей-одиночек, кующих сайты по сходной цене.


Такая ситуация – прямое следствие распространения интернета вообще. Качественного скачка еще не произошло. Если такой сервис как электронная почта распространился у нас достаточно широко, то с вебом дело гораздо хуже. Имеется в виду с одной стороны желание компаний заявить о себе в интернете, с другой стороны – намерения пользователей рыть веб в поисках информации об отечественных компаниях. И то и другое очень слабо выражено.


Однако если говорить о качественном развитии софтового рынка, то оно возможно именно в секторе web-разработок. Есть надежда, что положение дел изменится и отечественные компании если не ринутся, то хотя бы вялой походкой двинут в Сеть и заложат в свои бюджеты расходы на содержание своих сайтов. Когда это будет, само собой, неизвестно.


Реселлеры, или просто продавцы – это самая оборотистая (по деньгам) часть нашего рынка. К этой группе примыкают и дистрибьюторы таких гигантов, как Microsoft и Oracle, и распространители продуктов с более скромными именами, но не менее важными по значению.


В общем, все также как и в других областях производства. В софте мы тоже являемся главным образом импортерами. Не производим мы программных продуктов массового спроса. Да это и понятно. Нет у нас таких информационных задач, которые до этого не были решены где-либо еще. А соответственно, и изобретать велосипед нужды нет. Да и возможностей тоже.


Операционные системы и офисные программы от Microsoft. Базы данных от того же Microsoft и других гигантов или не гигантов. Дизайнерские пакеты Adobe и Corel. Это с Запада. Ну еще от великого северного соседа антивирусы, всенародная (Бухгалтерия, Предприятие и иже с ними). Да почтовый клиент The Bat.


Надо сказать, что большинство компаний, оперирующих на рынке софта, берут на себя больше одной из выделенных функций. А зачастую все три. И даже в дополнение к еще каким-то рыночным занятиям. Как, например, та же компания «Алси». Дистрибьютор ПО. Разработчик сайтов. А также баз данных. А также многое другое. Похожее и у «Глотура». И еще у нескольких крупных фирм. Да и мелкие не отстают. Тоже занимаются всем сразу. Само собой, есть и те, кто занимается исключительно программным обеспечением и сопровождением. Но таких меньшинство.


Ничего нельзя сказать об оффшорном программировании, ибо об этом явлении на территории Казахстана ничего не известно.


С другой стороны.


А покупателей можно поделить так:


Государство, в лице большого количества различных органов
Крупные компании
Мелкие и средние компании
Частные лица

Государственные организации – заманчивый кусок рыночного пирога. Стабильный источник высокого дохода. Государство – самый большой субъект информационного обмена. И в его недрах рождаются и растут много простых и очень сложных информационных систем, которые требуют развития и обслуживания.


Получив заказ от государственной организации, можно обеспечить фирму работой на долгие годы. Как примеры – компании «Латон» и «Ван компани» (ныне КГП «ЦИС»). Эти компании разрабатывают и поддерживают различные информационные системы для Управления дорожной полиции, паспортной службы. Системы довольно сложные, включающие как серверные платформы, так и программное обеспечение и требующие постоянного внимания и обслуживания.


Крупные компании и банки отличаются тем, что могут позволить себе, во-первых, покупать очень дорогие системы под ключ за рубежом. А во-вторых, содержать свои объемные штаты разработчиков, целые так называемые департаменты информационных технологий, занимающие порой отдельные здания. Так что, несмотря на отдельные примеры успешного сотрудничества с отечественными софтверными компаниями, вряд ли крупный бизнес способен сыграть ведущую роль в становлении рынка программного обеспечения.


Средний и мелкий бизнес. Экономисты и политики всех мастей твердят, что это основа любой экономики. Малый и средний бизнес, то есть. Раз так, то это и есть та самая надежда софтверного бизнеса страны. Как разработчиков, так и продавцов. Малые и средние компании покупают 1С-бухгалтерию и антивирусные пакеты. А также начинают задумываться о создании своих информационных систем. И именно они могут сделать рентабельным бизнес, построенный на разработке интернет-проектов.


А что касается пользователей домашних компьютеров, то большинство из них обитают под флагом Веселого Роджера. То есть софтверный рынок представлен для них развалами компакт-дисков на барахолках и маленькими отдельчиками с соответствующим ассортиментом в универсальных магазинах. Тема пиратства сама по себе довольно обширна и выходит за рамки статьи. Можно сказать только то, что ситуация с контрафактным программным обеспечением является сильно уменьшенной копией ситуации в России. Та же низкая платежеспособность населения. Та же привычка к халяве.


В заключение можно сказать – рынок программного обеспечения у нас существует. И объем его растет. Правда, сказано это только лишь по субъективным ощущениям, потому как точные исследования не проводятся. Из особенностей же подчеркну следующее.


Основной оборот приходится на продажу импортных продуктов и на сопровождение информационных систем.


В Казахстане нет своего программного продукта массового спроса для своего рынка. Таких, как продукты компании , ABBYY в России. И появление такового в ближайшее время маловероятно. Создание же продукта, пригодного к экспорту – вообще задача из области фантастики. Во всяком случае, пока.

Похожие сообщения

Оставить комментарий