Нужна помощь? +7(499)7033359

В погоне за мегапикселом

Несмотря на свою молодость, рынок цифровой фототехники очень динамичен и на нем идет жесткая конкурентная борьба, появляются новые игроки. Конечно, цифровики еще не вытеснили пленочные «мыльницы», но вот потеснили уже значительно. Да и вообще, тенденция очевидна – цифра наступает, а недавно масштабы производства цифровых камер превысили таковые для привычных пленочных фотоаппаратов.


Вот некоторые данные CIPA (Camera & Imaging Products Association), организации, в которую входят практически все основные производители цифровой фототехники. За период с января по ноябрь 2003 г. по сравнению с тем же периодом 2002 г. производство цифровых камер возросло на 89,2% (или на 61% в денежном эквиваленте). Вместе с тем, выпуск пленочных фотоаппаратов снизился на 31% (или на 40,1% «в деньгах»), что позволяет сделать вывод о постепенном вытеснении «цифрой» аналоговых устройств. Но, по мнению специалистов, об окончательной и полной победе над «пленкой» пока говорить рано, так как до сих пор остаются области и задачи, в которых цифровая фотография пока не может конкурировать с аналоговой на равных. Поэтому производители продолжают преумножать и совершенствовать свои линейки пленочных камер.


По потреблению цифровиков на первое место неожиданно вышла Европа, где в данное время наблюдается бум цифровой фотографии. На наших же улицах человек с цифровиком все еще редкость, но что это такое знают уже многие.
Сегмент цифровых камер взрослеет, что не мешает ему оставаться весьма быстрорастущим. По данным IDC, цифровой камерой на конец 2003 г. владел 31% американцев, к концу текущего года этот показатель должен превысить 42%.


Компания UBS прогнозирует, что к 2005 г. на некоторых развитых рынках (в основном речь идет о Японии, Западной Европе и США) количество владельцев цифровиков достигнет 70%. Интересное наблюдение от той же аналитической компании – в среднем покупатели предпочитают менять свою цифровую камеру на что-то новое каждые четыре года. В этом году объем глобального рынка исчисляется 10 млрд. долл. Оптимистичные прогнозы некоторых фирм позволяют говорить о его увеличении вдвое к 2008 г.


Наиболее радужное будущее рисует компания Canon, подразделение цифровых камер которой сегодня занимает первое место на глобальном рынке. По мнению лидера подразделения, Такаши Ошиямы (Takashi Oshiyama), объемы мировых продаж к 2008 г. могут достигнуть 100 млн. экземпляров. Компания рассчитывает как на покупателей с развитых рынков, решивших обзавестись новой моделью, так и на тех, кто приобретает цифровую камеру впервые – наибольшие надежды Canon возлагает на Китай с его более чем миллиардным населением. Не случайно многие аналитические фирмы акцентируют свое внимание на 2008 г. – именно тогда в Пекине откроются летние Олимпийские игры. О зависимости между продажами цифровых камер и масштабными спортивными событиями мы получим возможность поразмышлять этим летом на примере летней Олимпиады в Афинах.


Что ж, перспективы отрасли самые что ни на есть радужные. Но все же хотелось бы, чтобы более полно задействовались возможности цифровой обработки изображений. Не секрет, что наращивание «мегапикселов», увы, чаще всего приводит к повышению уровня шумов матрицы, но далеко не всегда гарантирует более высокое разрешение. А ведь с помощью алгоритмов цифровой обработки можно творить настоящие чудеса – например, автоматически компенсировать различные искажения zoom-объективов (бочкообразную дисторсию, виньетирование и падение изображения в углах) в камерах с несменной оптикой, устранять смазывание от дрожания рук при длинных выдержках и т. д. Кроме того, пока что большинство цифровых камер демонстрируют скорость работы намного ниже, чем их пленочные аналоги, – так называемый «лаг», т. е. задержка от момента нажатия на спуск до срабатывания затвора у первых чаще всего значительно длиннее, не говоря уже о времени сохранения картинки и переключения режимов записи/воспроизведения. Впрочем, по мере совершенствования сигнальных процессоров будут расширяться как возможности цифровых камер, так и возрастать скорость их работы. Но всего этого следует ожидать в будущем. А учитывая темпы развития отрасли, возможно, не в таком уж и далеком.
Сейчас же любому фотолюбителю, который жаждет приобщиться к сообществу пользователей цифровых камер, предстоит определиться с одним из важнейших вопросов. От того, как он будет решен, зависит последующая деятельность фотографа, и более того – это накладывает серьезный отпечаток на его творческий подход, методы самовыражения и профессиональные навыки. Речь идет, разумеется, о выборе цифровой камеры, той самой «рабочей лошадки», вместе с которой новичку предстоит осваивать премудрости фотографии, энтузиасту – искать собственный взгляд через объектив на окружающий мир, а профессионалу – выполнять свои прямые обязанности.


У каждого зрелого фотографа есть личный список требований, выдвигаемых к приобретаемой камере. И такие параметры как разрешение, искажения или уровень шума матрицы, которые авторы тестирований очень любят измерять и сравнивать у разных моделей камер, иногда стоят в нем далеко не на первом месте. Да, все это, безусловно, важно, но ведь есть еще не менее существенные характеристики. Например надежность, эргономика, наличие необходимых специфических функций, совместимость, наконец – просто субъективное ощущение того, как фотокамера «лежит в руке».


Для новичка же выбор еще больше осложняется, так как понять, что именно ему нужно в первую очередь в рабочей камере, он пока не успел. Недаром таким пользователям советуют для начала опробовать свои силы на относительно недорогих фотоаппаратах начального уровня, так называемых «цифромыльницах», чтобы потом, определившись, выбирать следующую камеру более осознанно.


Наверное, самый неприятный эффект при выборе цифровой фотокамеры создают, как ни странно, темпы технического прогресса в данной области. Срок жизни одной модели на рынке, определяемый производителем, иногда составляет даже меньше года, после чего она снимается с конвейера и замещается новой, более «продвинутой» камерой. Зачастую еще и по более низкой цене. Как же в таких условиях что-нибудь покупать?


Наконец, уровень сервиса при печати с цифровых носителей в нашей стране пока еще довольно низок (подробнее об этом – в следующем материале). От приобретения персонального фотопринтера пользователей цифровых камер удерживает немалая стоимость результирующего отпечатка; а в мини-лабах часто случается так, что печатная машина лучше настроена для создания отпечатков с пленки, чем «с цифры», что приводит к неудовлетворительному качеству, да зачастую еще и по более высокой цене.


Но, конечно, с более глубоким проникновением «цифры» в массы, все эти проблемы разрешатся. Ведь преимущества цифрового фото неоспоримы – никогда прежде навыки фотографирования не осваивались столь просто, скорость ввода изображений в ПК не была столь высокой, а возможности по редактированию фотоснимков – столь обширны и разноплановы. И приобретая цифровую камеру, вы сможете приобщиться к увлекательнейшему хобби современности – фотографии. А учитывая приближающийся летний сезон, традиционно богатый на фотоснимки, остается только пожелать побольше творческих замыслов и удачных кадров.


Точная дата рождения цифровой фотографии неизвестна. Наиболее вероятным периодом называют конец 1960-х гг. – время, когда многие исследователи обнаружили, что структуры КМОП (CMOS) обладают чувствительностью к свету. Второй тип фоточувствительных полупроводниковых устройств – приборы с зарядовой связью, ПЗС, или в английском написании CCD (Charge Coupled Device) – были изобретены в конце 1969 г. Уильямом Бойлем и Джорджем Смитом из Bell Labs. Качество формирования изображений у этих устройств было на то время столь высоким, что они быстро затмили матрицы на КМОП.


Первые коммерчески доступные ПЗС-сенсоры появились в 1973 г. Впечатляющие возможности по переносу заряда сделали их идеальным выбором для изготовления сенсорных матриц. Сегодня ПЗС являются специализированными чипами, применяемыми, как правило, только для захвата изображения. Они производятся небольшим числом компаний, в частности Sony, Philips, Kodak, Matsushita, Fuji и Sharp. КМОП также продолжают использоваться в фотокамерах, однако более прочно утвердились для изготовления памяти, обработки данных и других цифровых функций ввиду их низкого энергопотребления и гибкой полупроводниковой технологии. Тем не менее ряд характеристик этих устройств продолжает привлекать к себе внимание производителей цифровой фототехники.


Поскольку особенности архитектуры КМОП позволяют осуществлять обработку изображений и преобразование аналог-код прямо в чипе, цифровые камеры и другие устройства на базе КМОП получаются значительно дешевле. Вдобавок КМОП-камеры требуют меньше сопутствующей электроники и печатных плат и могут быть размером с ноготь или еще меньше. В начале 90-х характеристики КМОП-сенсоров, а также технология производства были значительно улучшены. Например, прогресс в субмикронной литографии и дальнейшая миниатюризация транзисторов в интегральных схемах позволили применять в КМОП-сенсорах более тонкие соединения. Это, в свою очередь, привело к увеличению фоточувствительности за счет большего процента облучаемой площади матрицы. Таким образом, в последние годы КМОП стали практической альтернативой ПЗС. Однако в сегменте высокоуровневых решений ПЗС в ближайшее время будут удерживать первенство.

Похожие сообщения

Оставить комментарий