Нужна помощь? +7(499)7033359

Варяги двадцать первого века

Наемные армии – явление невероятно древнее. Первое государство, история которого нам более или менее известна – Древний Египет – очень активно использовало наемников как политический и хозяйственный инструмент. Потом были древний Рим и средневековая Европа – там тоже находилась работа для иностранных специалистов по огню и мечу.




Дальше всех в деле привлечения наемной силы пошли славяне. Они не только пользовались услугами заморских боевых дружин. По одной из исторических теорий (активно оспариваемой неугомонными славянофилами) родоначальник династии русских царей Рюрик – тоже наемный специалист. Из варягов («название наемных воинов-дружинников различного происхождения», источник – http://hronos.km.ru/etnosy/varyagi.html). В общем, славяне могли перекладывать на плечи наемников не только боевые, но и управленческие функции.



Обилие исторических примеров говорит о том, что привлечение сторонней силы для выполнения особо трудоемких задач – это отработанная тысячелетиями процедура. В наши дни ей просто присвоили название.



Сейчас это процесс именуют «аутсорсинг». Словарь Merriam-Webster приводит такое определение: «Аутсорсинг – практика размещения заказов на производство продукции в сторонних компаниях, зачастую иностранных или не состоящих в профсоюзах».



Чем занимается сейчас большая часть трудоспособного населения в развитых (ну, допустим, и в относительно развитых) странах? Пашут ниву? Стоят у станка? Давным-давно нет. Сидят в конторах. Тесных и просторных. Душных и кондиционированных. С евроремонтом и без оного.



Пишут бумажки, звонят по телефону, шлют факсы и емэйлы. Короче говоря, добывают, накапливают, обрабатывают, систематизируют и еще много чего делают с чем? С информацией. При помощи чего? Правильно. Информационных систем, построенных на базе информационных технологий.



И что же нынче будет той трудоемкой задачей, которую так приятно сбросить со своих плеч на чей-нибудь более выносливый хребет? Где нынче пролегает тот фронт, на который так хочется выставить наемных бойцов? Наверное там, где трудно и опасно – где находятся те самые информационные системы, почти на сто процентов состоящие из информационных технологий.



В каждой шутке только доля шутки. В нашей реальности дело обстоит именно так. Проще всего выделить из структуры предприятия именно тех людей, которые смотрят за ИТ-инфраструктурой.



Почему проще всего? По нескольким причинам. Во-первых, потому что и выделять-то никого не надо. В большинстве деловых и производственных структур совсем немного времени назад информационная система легко обходилась без всяких там ИТ (информационных технологий).


То есть компьютеров не было или же их было значительно меньше. Зависимость результата от их безупречной работы не была настолько роковой. В общем специалист по ИТ никак не вписывался в штатную сетку большинства контор и конторок и традиция эта благополучно пережила времена компьютерного бума. В лучшем случае роль ИТ-шника (сейчас гораздо чаще произносят – айтишник) берет на себя наиболее технически продвинутый сотрудник (им может быть кто угодно – от юриста до водителя).



Во-вторых – продвинутых айтишников на рынке не так уж много. А непродвинутые уже мало кого могут удовлетворить. Поскольку компьютерные системы усложняются. В большинстве предприятий имеют место быть «метасистемные переходы». Компьютер – локальная сеть – сеть, подключенная к интернету – и так далее до плюс бесконечности. Навыков доморощенного «компьютерщика» очень быстро перестает хватать. Да и зачастую один человек вообще не может обладать всей суммой умений.



В-третьих – что выходит из во-вторых – содержание своей группы специалистов – дело накладное. Специалисты – штука дорогая.
Выходит так, что, хотя аутсорсингу можно подвергнуть не только уход за информационной инфраструктурой, – это первое, что само собой просится наружу.



Вообще говоря, когда говорят об аутсорсинге в ИТ, то могут иметь в виду несколько довольно различных по форме явлений.
Это может быть так называемая «аренда приложений». Подобная схема была известна в советские времена, когда зарплату сотрудникам больших предприятий рассчитывали в крупных информационных центрах, где стояли огромные, как их называли тогда, ЭВМ. Сейчас такая услуга тоже может быть реализована, и не только в расчете зарплаты. Мало ли чего можно рассчитывать.



Еще ИТ-аутсорсингом можно назвать такое разделение труда, когда софтверная фирма поручает часть разработки конечного программного продукта (как правило наиболее рутинную – кодирование) другим компаниям. Обычно это разделение труда международное, и к нему прибегают чтобы сэкономить на зарплате, налогообложении и т.д. Разработки выносятся в Индию, Китай, Израиль, Россию.



Но для нашей казахстанской микроэкономической действительности наиболее характерным является третий вариант, о котором уже говорилось – ИТ-аутсорсинг в форме обслуживания информационной инфраструктуры.



Если резюмировать, то имеет место следующее. Практически любое предприятие, выходящее на какой угодно рынок, обзаводится своей ИТ-инфраструктурой. Пару годков назад можно было не применять столь громкий термин к компьютеру, принтеру и факсу. Но прогресс неумолим и информационные потребности растут.



Бухгалтеру нужно установить 1С-предприятие, а затем уже к этой 1С подключить помощника бухгалтера. Потом все это хозяйство оборудовать выходом на сервер приема налоговой отчетности.
Директор и ведущие менеджеры уже не могут обходиться факсимильным аппаратом.


До зарезу нужна «электропочта» ((С) А. Лебедев). А еще надо завязать между собой пару филиалов и обзавестись офисными АТС, потому как народу прибавляется и у телефонных аппаратов то и дело возникают локальные войны.



И вот те на. Как-то незаметно компания обзаводится монструозным механизмом из кабелей, хабов, модемов и еще уймой коробок, проволок и антенн. Следить за всем этим на добровольных началах никто не хочет, да и попросту не в силах.



А следить необходимо, потому что все чаще система эта дает сбои. Ее простой стоит кучу денег и километров нервных волокон. И если контора не умирает, а продолжает развиваться, несмотря на хромоту ИТ-инфраструктуры, то встает или повисает или еще каким-либо образом возникает вопрос «где найти компьютерщика, который все умеет».



Было бы здорово иметь в своем штате этакого «парня на все руки». Мгновенная реакция на мажорные ситуации, бдительный надзор и посильная профилактика грядущих проблем. Да еще и консультации по Ворду, Экселю и Аутлуку. Мечта. Еще более великолепно иметь отдел информационных технологий. Но подобная роскошь доступна только очень большим компаниям.



Для непрофильной (в смысле не компьютерной, софтверной и прочей айтишной) компании приобрести спеца довольно непросто. И здесь важен не только зарплатный вопрос. В маленькой компании круг проблем маленький и редко расширяется. Выделенный специалист очень быстро достигает того предела, на котором ему уже некуда развиваться. Большую часть времени его нечем занять. Конечно, его можно загружать чем-то не относящимся напрямую к компьютерам. Тогда он перестает быть выделенным специалистом. Либо уходит туда, где может научиться чему-то еще.



Напрашивается другой управленческий ход. Покупка услуги на стороне. На рынке то есть. Только вот беда – рынок у нас какой-то односторонний. Спрос есть, а предложение отсутствует. Не совсем, конечно. Рекламные листки содержат массу объявлений про «ремонтируем», «устанавливаем», «настраиваем» и даже «скорая компьютерная помощь».



Однако это не совсем то, чего хочет обычный управленец. Он мечтает о том, чтобы заселившись в офис, получить работающую информационную систему, также как электроэнергию. Платишь арендную плату, или можно по счетчику, – и все дела. Информационные колеса крутятся без скрипа и остановок. Не тут-то было.



К сожалению, информационная система – это не коммуналка. Ее нельзя просто скинуть на других и спокойно оплачивать счета. «Это не шахматы, тут думать надо» ((С) Л.Якубович). И секретарше решение подобной проблемы не поручишь. Если, конечно, не хочешь похоронить фирму. Так что не светит легкий выход обычному управленцу.



Ну, так и что делать? Рынок не пестрит желающими предоставить комплексные услуги. Есть кое-какие исключения. Вот, например, компания (или торговая марка?) «Красный квадрат». К сожалению их сайт – www.kk.kz – служит образцом лаконичности и минимализма как по форме, так и по содержанию. Кроме логотипа и номера телефона ну ничегошеньки нет. Так вот эта компания выдвинула на наш алматинский рынок более или менее формализованное предложение по обслуживанию компьютеров на предприятиях.



Четыре пакета сервисного обслуживания, романтично названные желтый, белый, синий и красный квадраты. Разные по цене, по предлагаемым услугам, времени реагирования на катастрофы и еще по нескольким параметрам. Уже что-то. Да только вот маловато это для такого города, как Алма-Ата.



Кроме того, ни одна из существующих компаний, занимающихся обслуживанием компьютеров и компьютерных сетей, не сможет предложить полное обслуживание информационной системы. Включая доступ в интернет, настройку телефонии и работу со специфическими приложениями типа 1С.



Бедному менеджеру остается одно. Вырабатывать свою уникальную стратегию аутсорсинга. Предварительно разделив задачу на несколько составляющих. Потому как в одном флаконе все не получишь.



Составляющая номер один. Тело информационной системы. Локальная компьютерная сеть. Каждый компьютер в отдельности и соединяющее хозяйство. Все требует надзора.



Вторая часть – подключение к интернету и другим «внешним» информационным ресурсам. Вроде бы все просто – обратись к провайдеру, выбери что понадежней да подешевле, и все. Ан нет. Интернет – ограниченный ресурс (трафик оплачивается). Стало быть, надо наладить его дележку внутри конторы. Кому-то много, кому-то мало. Учет и контроль.



Третья головная боль – специфические прикладные задачи. В каждой конторе они свои и, как правило, за них административные силы компании берутся в первую очередь. Так что, наверное, это самая легкая часть общей задачи (хотя вопрос довольно спорный).
Четвертое – принтеры и другая печатающая техника. Например, ксероксы. Требуют наиболее частого внимания, потому как эксплуатируются напряженно всеми членами коллектива.



Пятая составляющая – телефония. Она возникает, если есть офисная АТС, требующая настройки. А если ее нет, но народу много, а городских телефонов мало – то она тоже возникает, но еще в более неприятной своей ипостаси.



Да, тут есть над чем подумать. Выбор стратегии аутсорсинга – управленческая задача. И уникальный продукт получится в любом случае. Хотя бы по той простой причине, что из одного набора продуктов разные хозяйки приготовят совершенно разные блюда. Можно обратиться в несколько разных фирм – по числу задач. Но, конечно, желательно их количество свести к минимуму, дабы не распылять административные ресурсы.



Подводя итог, можно сказать следующее. Наш рынок аутсорсинга обслуживания ИТ-инфраструктуры еще не созрел. Кустари одиночки и большие системные интеграторы – не в счет. Одни сосредоточены на мелочах, а другим нет дела до мелких и средних компаний. Так что предприимчивым «компьютерщикам» с организаторскими навыками выписан карт-бланш. Пора отвечать на вызов.

Похожие сообщения

Оставить комментарий